(время московское)
+7 (495) 514-02-04 Заказать звонок
Домой Написать письмо Распечатать
На главную Электронная торговая площадка
Вход в систему Зарегистрироваться
Я забыл пароль Войти по ЭП
 
Свернуть меню

Фабрикант в СМИ


Коммерсант.ru 2 марта 2017 г.

Одиночество в торгах

Аркадий Ротенберг перестал быть «королем госзаказа» по версии Forbes. Журнал опубликовал рейтинг владельцев компаний, которые в прошлом году получили крупнейшие подряды от государства. Лидер прошлогоднего списка, Аркадий Ротенберг, оказался лишь на седьмой строчке. А вперед вырвались владельцы небольшого инжинирингового холдинга «Петон» Игорь Мнушкин, Олег Поляков и Владимир Зайцев. Как небольшие фирмы становятся главными подрядчиками государства? Тему продолжит Юлия Кошкина.

Как отмечает Forbes, в прошлом году госструктуры и госкомпании раздали большинство заказов даже без имитации конкурентной борьбы. Работу поручали единственному подрядчику. Сразу два крупных заказа без конкурса получил и холдинг «Петон», который возглавил рейтинг «королей госзаказа». Контракты на 176 млрд руб. с фирмой заключили структуры «Газпрома». «Петон» давно сотрудничает с российскими нефтегазовыми компаниями. Но годовая выручка холдинга — 2 млрд руб. — несопоставима с объемом полученных подрядов.

Ни с кем не конкурировали и другие лидеры списка Forbes. Например, компания ВАД без тендера получила подряд на строительство трассы «Таврида» до Керченского моста. Контракт на 160 млрд руб. с фирмой подписали правительство Крыма и Росавтодор. А «Нефтетранссервис» братьев Аминовых так договорился о перевозке сырья «Роснефти» и «Башнефти» почти за 150 млрд руб.

Ранее глава ФАС Игорь Артемьев констатировал: закупки госстуктур и госкомпаний в России неконкурентны: «Конечно, нас очень тревожит, что увеличивается количество так называемых единственных поставщиков, когда компания, работающая на конкурентом рынке, вдруг назначается на три-пять лет единственным поставщиком чего бы то ни было. По нашим расчетам, примерно 95% всех торгов, проводимых государственными корпорациями сегодня, это имитация торгов. Это, по сути, единственные поставщики, завуалированные под различного рода псевдопроцедуры. Мы можем сказать сегодня, что 223-й закон, к сожалению, не работает».

Согласно российскому законодательству, организация может выбрать исполнителей заказа без конкурса в нескольких случаях. Контракты с единственным поставщиком, например, разрешены в строительстве и ремонте, медицине, оборонном секторе. Самостоятельно выбрать исполнителя можно, если конкурсная процедура закончилась неудачей.

Единственного подрядчика также ищут для реализации крупных имиджевых госпроектов, отметил руководитель антимонопольной практики компании «ФБК Право» Сергей Ермоленко.

«Если говорить о настолько крупных закупках, то нельзя сказать, что это недобросовестные практики. Заказчики всегда при составлении документации вынуждены балансировать, с одной стороны, между необходимостью не нарушить требования и не ограничить конкуренцию слишком сильно, с другой, чтобы отобрать надежного поставщика. Если говорить о крупных контрактах, национальных проектах, то первоочередной задачей является выполнение этих проектов в положенные сроки, потому что это влияет не только на фактический эффект, но и на репутацию власти, которая инициирует такое строительство», — подчеркнул эксперт.

Проведение конкурсов при госзакупках — не гарантия их эффективности. Эксперты констатируют, что многие участники торгов заранее договариваются между собой. Как ни парадоксально, для борьбы с этим нужно снижать прозрачность конкурсов, считает гендиректор Фабриканта Сергей Габестро.

«Мы опять говорим о том, что должны быть прозрачные процедуры. Но это не так. Они должны быть эффективными. Эффективность — это когда заказчик мотивирован проводить конкурентные торги, выбирать профессионального качественного подрядчика, а не своего знакомого, — пояснил он. — Сейчас проблема в сговоре участников рынка. Это проблема немотивированности заказчика, и она побеждает любые системы контроля».


В рейтинг Forbes также вошли традиционные господрядчики: «Стройтранснефтегаз» и «Стройтрансгаз», связанные с Геннадием Тимченко, а также «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга. Их совокупный доход от госзаказов — более 380 млрд руб.

По данным ФАС, в прошлом году общий объем контрактов у единственного поставщика превысил 1,14 трлн руб. Почти столько же было и в 2015-м.


Ссылка на оригинал публикации  http://www.kommersant.ru/doc/3230557

<< Вернуться к списку публикаций