время московское
Зарегистрируйтесь сейчас и получите доступ к крупнейшей базе тендеров и передовым технологиям закупок!
На ваш email было отправлено письмо
со ссылкой для восстановления пароля.
Следуйте указаниям в письме.
Внимание: пароль в письме не высылается!

Обзор актуальных законопроектов и изменений в рамках работы по 223-ФЗ в сентябре 2018 года

Эксперты «НЭП-Фабрикант» подготовили обзор проектов нормативных правовых актов, размещенных на официальном сайте Государственной Думы РФ и на официальном сайте для размещения информации о подготовке НПА и результатах их общественного обсуждения в сентябре 2018 года.

Рекомендуем специалистам по закупкам обратить внимание на возможные изменения законодательства.

1. Предлагается установить предельный срок оплаты заказчиком исполненных обязательств по Закону № 223-ФЗ аналогично сроку в Законе № 44-ФЗ.

Реквизиты законопроекта: Проект федерального закона № 552869-7 «О внесении изменений в статьи 3 и 4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Статус: готовится к рассмотрению в первом чтении Государственной Думой РФ (внесен 24.09.2018г.)

Предлагается установить предельный срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги - не более 30 дней со дня подписания заказчиком документа о приемке товаров, работ, услуг.

Исключения будут составлять случаи, когда Правительством РФ в соответствии с Законом № 223-ФЗ, а также в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Соответствующие изменения предлагается внести в статью 3 Закона № 223-ФЗ, дополнив ее новой частью 14.

По мнению авторов законопроекта, в настоящее время в отдельных случаях по результатам исполнения контракта складывается негативная практика, связанная со злоупотреблениями со стороны заказчика при осуществлении оплаты по заключенному контракту. Предлагаемые законопроектом изменения призваны минимизировать издержки поставщика (подрядчика, исполнителя) и дисциплинировать заказчика, учредителем которого зачастую является государство, в отношениях, связанных со своевременной оплатой выполненных по контракту обязательств, а также позволят снизить дебиторскую задолженность перед поставщиками, в особенности перед предприятиями малого и среднего бизнеса.

 

2. Предлагается запретить создание ГУПов и МУПов

Реквизиты законопроекта: Проект федерального закона №554026-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)»

Статус: готовится к рассмотрению в первом чтении Государственной Думой РФ (внесен 25.09.2018г.)

Предлагается установить запрет на создание, в том числе создание путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности.

Исключения, в которых унитарные предприятия могут быть созданы:

    а) случаи, предусмотренные федеральными законами, актами Президента РФ или Правительства РФ;

    б) создание унитарных предприятий ФОИВами, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности РФ, государственной и общественной безопасности, перечень которых устанавливается Правительством РФ, для обеспечения обороны и безопасности РФ;

    в) осуществление деятельности в сферах естественных монополий.

Последствием нарушения запрета на создание государственных и муниципальных унитарных предприятий и осуществления деятельности на конкурентных рынках будет являться ликвидация таких предприятий на основании предписания антимонопольного органа либо в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, созданные до вступления в силу принимаемого Федерального закона и осуществляющие деятельность на товарных рынках, находящихся в условиях конкуренции, за исключением указанных случаев, будут подлежать ликвидации или реорганизации по решению учредителя в срок до 1 января 2021 года.

Соответствующие изменения законопроект предлагает внести в ряд федеральных законов:

1) Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

2) Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях";

3) Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 1Э5-ФЗ "О защите конкуренции".

Как указано в пояснительной записке к законопроекту, инициатором проекта - ФАС России выявлены многочисленные факты ухода заказчиков от применения норм Закона о контрактной системе путем передачи бюджетных средств в форме субсидий подведомственным унитарным предприятиям для закупки ими товаров, работ, услуг для нужд заказчика, в том числе и на конкурентных рынках (например, работы по строительству, закупка лекарственных средств и медицинских изделий).

В случае принятия законопроекта предлагается его вступление в силу с 1 января 2019 года, за исключением отдельных положений.

Напомним, 29 июня 2018 года Президентом РФ подписан Федеральным законом N 174-ФЗ от 29 июня 2018 года закупки всех ГУПов и МУПов без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ переведены под действие Закона №223-ФЗ. До 1 октября 2018 года ГУПЫ, МУПы были вправе изменить и (или) утвердить положение о закупке и план закупки для осуществления таких закупок в 2018 году.

 

3. Предлагается уточнить особенности планирования закупок, осуществляемых в рамках реализации государственного оборонного заказа.

Реквизиты законопроекта: проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ID проекта на сайте regulation.gov.ru 02/04/09-18/00084315).

Статус: проходит публичное обсуждение (дата начала публичного обсуждения – 25 сентября 2018г.)

Госкорпорация «Росатом» и ее организации, наряду с федеральными органами исполнительной власти, осуществляют закупки для нужд обороны и безопасности государства, в том числе в рамках реализации государственного оборонного заказа, долгосрочных федеральных целевых программ. Информация о таких закупках размещается в полном объеме в ЕИС (за исключением закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну).

Предлагается предусмотреть аналогичные возможности для осуществления закупок закрытым способом для Госкорпорации "Росатом" и ее организаций. При этом согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Кроме того, предлагается внести изменения в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», предусматривающие, что особенности планирования закупок, осуществляемых в рамках реализации государственного оборонного заказа, устанавливаются Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

Размещено уведомление о начале разработки законопроекта без текста самого законопроекта.

 

4. Предлагается смягчить требования к банкам, в которых участниками будут открываться спецсчета для внесения обеспечения заявок (изменено наименование законопроекта).

Реквизиты законопроекта: Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменения в требования к банкам (включая требования к их финансовой устойчивости), в которых участниками закупок открываются специальные счета, на которые вносятся денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг» (ID проекта на сайте regulation.gov.ru 02/07/08-18/00083149).

Статус: проходит независимую антикоррупционную экспертизу (дата начала окончания экспертизы 05 сентября 2018 г.).

В соответствии с ч.13 ст. 3.4. Закона №223-ФЗ при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов МСП денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки на участие в такой закупке, вносятся участником на специальный счет, открытый им в банке, включенном в перечень, определенный Правительством РФ в соответствии с Законом о контрактной системе.

Проект постановления Правительства РФ смягчить требования к банкам, в которых участниками будут открываться спецсчета для внесения обеспечения заявок отношении банков или в отношении лиц, под контролем либо значительным влиянием которых находятся банки, по состоянию на 1 января 2015 г. действуют международные санкции и банки определены отдельным решением Правительства РФ.

Такие банки получат право работать со спецсчетами для размещения средств обеспечения заявок на участие в закупках, даже если они не соответствуют ни одному из требований о: 

  • наличии собственных средств (каптала) в размере не менее 100 млрд. рублей и нахождении под прямым или косвенным контролем Центробанка РФ или РФ;

  • наличии кредитного рейтинга не ниже уровня  «A-(RU)» по национальной рейтинговой шкале для РФ кредитного рейтингового агентства Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АО) и кредитного рейтинга не ниже уровня «ruA-» по национальной рейтинговой шкале для РФ кредитного рейтингового агентства АО «Рейтинговое Агентство «Эксперт РА».

В наименовании проекта исключено указание на признание утратившими силу некоторых актов Правительства РФ, поскольку в содержании проекта постановления и проекта изменений отсутствуют сведения о таких актах.

 

ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Заключение ФАС о невключении в РНП отвечает признакам ненормативного правового акта и может быть оспорено в судебном порядке (Определение Верховного Суда РФ от 17.09.2018 по делу N А40-151223/2017).

Заказчик обратился в УФАС по г. Москве с заявлением, в котором просило включить в РНП сведения об участнике торгов в связи с необоснованным уклонением последнего от заключения договора по результатам торгов, организованных Заказчиком в соответствии с Законом №223-ФЗ.

По результатам рассмотрения обращения УФАСом вынесено заключение об отсутствии в действиях участника факта уклонения от заключения договора.

Не согласившись с заключением антимонопольного органа, Заказчик обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просило признать его незаконным и отменить.

Суд первой инстанции производство по делу прекратил, апелляционный суд оставил это решение без изменения.

При рассмотрении кассационной жалобы Верховный Суд РФ указал, что исходя из части 1 статьи 1, части 7 статьи 3 Закона №223-ФЗ включение сведений о соответствующем поставщике в указанный реестр связано с публичным интересом - созданием условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков, развитием добросовестной конкуренции, а также призвано обеспечить и реализацию частного интереса - предоставить Заказчику защиту от недобросовестных поставщиков.

Оспариваемое по делу заключение носит властный характер, поскольку исходит от государственного органа в связи с реализацией им публичных полномочий и принято в одностороннем порядке, направлено на урегулирование индивидуального и конкретного правоотношения по вопросу включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике торгов.

Заключение имеет мотивировочную часть, в которой по результатам изучения представленных документов сформулирован вывод об отсутствии факта уклонения от заключения договора по итогам электронного аукциона, то есть об отсутствии основания для включения сведений о данном контрагенте в РНП.

Несмотря на то, что резолютивная часть заключения изложена в виде рекомендации, по общему правилу она влечет за собой отказ во включении сведений о контрагенте в РНП и по факту порождает правовые последствия - делает невозможным отказ участнику в допуске к закупкам со стороны Заказчика.

При этом какая-либо административная процедура пересмотра заключения в центральном аппарате Федеральной антимонопольной службы, которая бы позволила Заказчику выразить свою позицию и предполагала бы принятие мотивированного решения, не предусмотрена. Руководитель федерального антимонопольного органа вправе лишь согласиться или не согласиться с заключением территориального антимонопольного органа, что по существу является формой утверждения заключения территориального органа.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время заключение территориального антимонопольного органа и основанный на нем отказ (бездействие) ФАС во включении сведений об организации в реестр недобросовестных контрагентов неразрывно связаны друг с другом и образуют единый правоприменительный акт - меру реагирования уполномоченного органа на обращение Заказчика (организатора торгов).

Следовательно, оспариваемое заключение отвечает признакам ненормативного правового акта, затрагивающего права заявителя и на основании части 2 статьи 46 Конституции РФ, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ могло быть оспорено в судебном порядке.

Решения судов предыдущих инстанций были отменены, а дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд.

Таким образом, заказчики по Закону №223-ФЗ вправе оспаривать в судебном порядке заключение ФАС о невнесении участников закупок в РНП.

Следите за изменениями вместе с «НЭП-Фабрикант»!

Присоединяйтесь к нам!   VK   FB 

Вернуться к списку новостей