(время московское)
+7 (495) 514-02-04 Заказать звонок
Домой Написать письмо Распечатать
На главную Электронная торговая площадка
Вход в систему Зарегистрироваться
Я забыл пароль Войти по ЭП
 
Свернуть меню

Новости


2 октября 2017 г.

ФАС России запретила, а суд разрешил проводить выездные проверки

 

 

Обзор антимонопольной и судебной практики в части проведения выездных проверок заказчиками по 223-ФЗ

 

Положения о закупке многих заказчиков содержат пункты, предоставляющие им право до подведения итогов закупки, но после окончания приема заявок запрашивать у участников дополнительные документы и информацию для подтверждения соответствия требованиям документации, а также право проводить выездные проверки для определения достоверности представленных сведений.

В 2017 году Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС России) приняла ряд решений по результатам рассмотрения жалоб участников на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее – 223-ФЗ), в которых указала на неправомерность запроса дополнительных документов и проведения выездных проверок и нарушение соответствующими положениями документации норм 223-ФЗ.

Рассмотрим отдельные решения ФАС России и правовое обоснование, приведенное в них, а также мнение суда по рассматриваемому вопросу.

 


Решение №223ФЗ-224/17 от 23.03.2017г. по жалобе ООО «СВК-аудит» на действия заказчика ПАО «Россети»

Согласно п. 2.9.2.2 тома 1 документации о проведении конкурса в электронной форме в рамках отборочной стадии, при отсутствии, либо недостаточности в заявке какой-либо информации или каких-либо документов, либо наличия замечаний к заявке, возникших в ходе ее рассмотрения и не позволяющих в полной мере оценить квалификацию участника в соответствии с установленными требованиями, организатор по решению комиссии вправе запросить у участника недостающие документы либо разъяснение по имеющимся замечаниям, предоставив участнику для устранения замечаний и предоставления документов минимально необходимый срок. При этом все возможные риски отклонения заявки и ответственность, связанные с несвоевременным предоставлением документов по запросу организатора, несет участник.

Кроме того, п. 2.9.2.6 тома 1 документации было предусмотрено, что при проведении отборочной стадии организатор запроса предложений вправе проверять соответствие предоставленных участником заявлений, документов и информации действительности, в том числе путем направления запросов в государственные органы, лицам, указанным в заявке, а также проводить выездные проверки. При предоставлении заведомо ложных сведений или намеренном искажении информации или документов, приведенных в составе заявки, заказчик по решению закупочной комиссии вправе отклонить заявку.

Как указала комиссия ФАС России в решении, возможность участия в конкурсе с учетом указанных положений документации зависит от волеизъявления заказчика, а также применение заказчиком права запрашивать дополнительные документы, осуществлять выездные проверки может применяться не в равной степени к участникам закупки, что может повлечь необоснованное отклонение и/или допуск участников закупки.

Кроме того, в решении ФАС России указано, что в документации отсутствуют основания и порядок проведения выездной проверки, а также правовые последствия такой проверки.

Комиссия ФАС России пришла к выводу, что установление вышеуказанных требований (в числе прочих) противоречит п. 2 ч. 1 ст. 3 223-ФЗ и нарушает ч. 1 ст. 2 223-ФЗ.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Было выдано предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.

Но история на этом не закончилась, и заказчик обратился в суд с заявлением к ФАС России о признании незаконным и отмене указанных решения и предписания.

В ходе рассмотрения дела в суде (Решение Арбитражного суда г.Москвы по делу № А40-78578/17-94-749 от 31.07.2017г.) в части права Заказчика запрашивать информацию, проводить проверки, устранять недочеты судом было указано следующее.

Согласно ч. 1 ст. 1 223-ФЗ целями регулирования данного Федерального закона являются, в том числе, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Суд указал, что конкурсная документация (пункты 2.9.2.2, 2.9.2.3, 2.9.2.6 Тома 1 «общая и коммерческая части») полностью соответствуют целям и принципам ч. 1 ст. 1 223-ФЗ и Единому стандарту закупок ПАО «Россети» (положению о закупке).

Таким образом, закупочная документация в данной части была признана полностью соответствующей требованиям 223-ФЗ и Федеральному закону "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ.

Решение и предписание ФАС России были признаны незаконными и отменены. В порядке апелляции решение суда не обжаловалось.

 
 
 

Решение от 24.04.2017 г. N 223ФЗ-353/17 по жалобе на действия (бездействия) заказчика ОАО «РЖД»

Пунктом 7.8.8 Документации о проведении конкурса в электронной форме было установлено, что Заказчик вправе до подведения итогов Конкурса в письменной форме запросить у участников отбора информацию и документы, необходимые для подтверждения соответствия участника, товаров, работ, услуг, предлагаемых в соответствии с квалификационной заявкой такого участника, предъявляемым требованиям, изложенным в Документации. При этом не допускается изменение и(или) дополнение конкурсных заявок участников.

Кроме того, в соответствии с пунктом 7.8.10 Документации Заказчик был вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов и организаций в сети Интернет, а также путем выездных проверок. В случае препятствования участником данной проверки, его заявка может быть отклонена.

Комиссия пришла к выводу, что возможность участия в конкурсе с учетом указанных положений документации зависит от волеизъявления Заказчика. Кроме того, применение Заказчиком права запрашивать дополнительно информацию и осуществлять выездные проверки может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников Конкурса.

Кроме того, в Положении о закупке и Документации не установлен порядок проведения указанных проверок, что ставит возможность проведения или не проведения выездной проверки в отношении конкретного участника конкурса в зависимость от решения Заказчика, которое может быть различным в отношении разных участников.

Вместе с тем, препятствование участником осуществлению выездной проверки является основанием для отклонения заявки участника Конкурса. При этом, законодательством не установлена обязанность участника Конкурса допускать представителей Заказчика на территорию своей организации, а отказ в таком допуске не является подтверждением предоставления участником в составе заявки документов, содержащих недостоверную информацию.

Решением комиссии ФАС России признано, что действия Заказчика, установившего в числе прочих указанные требования, противоречат п. 2 ч. 1 ст. 3 223-ФЗ, и нарушают требования ч. 1 ст.2 223-ФЗ.

Выдано предписание об устранении нарушений.

 
 
 
 

Приведенные решения ФАС России – не единичные по рассматриваемому вопросу. ФАС России и ее территориальные органы неоднократно высказывали подобное мнение (Решение от 28.12.2016г. № 223ФЗ-830/16, Решение №223ФЗ-460/17 от 24.05.2017г., Решение №223ФЗ-726/17 о 25.07.2017г.).

Положения документации, устанавливающие возможность запроса дополнительных документов и проведения выездных проверок, признаются в указанных решениях противоречащими п. 2 ч. 1 ст. 3 223-ФЗ и нарушающими ч. 1 ст. 2 223-ФЗ.

Вместе с тем, обобщая рассмотренную административную и судебную практику, обращаем внимание заказчиков на то, что вступившее в законную силу решение Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-78578/17-94-749 от 31.07.2017г. признало указанные положения полностью соответствующими целям и принципам 223-ФЗ. В приведенном решении суда также было указано на проверку на соответствие Федеральному закону от 26 июля 2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Рекомендуется при установлении в Положении о закупке и документации права заказчика запрашивать дополнительные документы и проводить выездные проверки, обеспечивать применение указанных прав в равной степени ко всем участникам при проверке достоверности информации и документов.

Следите за изменениями вместе с Фабрикантом!

Дополнительные вопросы вы можете задавать нам через раздел «Обратная связь».

<< Вернуться к списку новостей