Упущенная выгода из-за незаконного отклонения заявки: кто несёт ответственность перед участником?

44-ФЗ ФАС

В результате судебных разбирательств компании удалось доказать, что её заявка на участие в закупке была незаконно отклонена, а УФАС изначально неправомерно признало необоснованной её жалобу на результаты аукциона.

Посчитав, что утрата возможности заключения контракта причинила компании убытки, она потребовала их взыскания с заказчика и антимонопольного органа.

По мнению истца, убытки составляет неполученная прибыль (упущенная выгода), на которую он мог бы рассчитывать в случае подписания контракта.

Какую оценку дали суды?

Суды отметили, что:

  • для взыскания упущенной выгоды истцу нужно доказать реальность получения дохода и то, что совершённое виновным лицом нарушение - единственное препятствие, не позволившие получить эту выгоду;
  • в данном случае между действиями заказчика и УФАС и неполучением компанией дохода в случае победы отсутствует причинно-следственная связь. Необоснованное отклонение заявки повлекло невозможность участия в аукционе, но не факт, что истец стал бы победителем. Суды, признавая решение УФАС незаконным, отказали в пересмотре результатов закупки;
  • установление судами нарушений при проведении закупки и признание недействительным решения УФАС само по себе не влечёт выбор (определение) иного участника закупки в качестве победителя. Не исключено, что заявка компании могла быть отклонена и по другим основаниям, кроме тех, которые были предметом рассмотрения антимонопольным органом;
  • факт участия в закупке не влечёт немедленное заключение контракта. Процедура подписания контракта – процесс многоступенчатый, предполагающий ряд действий с обеих сторон. Нельзя однозначно утверждать, что с компанией он был бы заключён.

Для взыскания упущенной выгоды нужно доказать, что возможность получения прибыли действительно существовала. В данной ситуации её получение нельзя считать гарантированным, поэтому в иске участнику было отказано.

Постановление АС Северо-Западного округа от 23.05.2025 по Делу № А56-7281/2024