Суды напомнили, какие критерии оценки заявок при закупке аудиторских услуг лучше не использовать

44-ФЗ ФАС

Заказчик проводил закупку услуг аудита бухгалтерской (финансовой) отчётности путём открытого конкурса на право заключения контракта.

По показателю «качественные характеристики объекта закупки» заказчик установил, что 0 баллов будет присвоено участнику, если за последние 8 лет в отношении него не проводились плановые проверки качества ни саморегулируемой организацией аудиторов, ни уполномоченным контрольным органом.

По жалобе потенциального участника антимонопольным органом выявлено нарушение Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика в связи с установлением критериев оценки, ставящих одних участников в худшее положение перед другими.

Заказчик оспорил решение и предписание в суде.

Кого поддержали суды?

Суды трёх инстанций признали в действиях заказчика нарушение п. 4 ч. 2 ст. Закона № 44-ФЗ.

Давая правовую оценку указанному критерию, они отметили, что спорный порядок рассмотрения и оценки заявок с предложенной шкалой оценки не позволяет определить участников, оказывающих услуги надлежащего качества, на уровне, отвечающем законным интересам заказчика.

Отсутствие проверки не свидетельствует о неудовлетворительном или низком качестве оказания аудиторских услуг потенциальным участником закупки.

Факт наличия или отсутствия проверки сам по себе не может являться конкурентным критерием оценки качества услуг, поэтому начисление 0 баллов по данному показателю не будет являться обоснованным.

Таким образом, спорный критерий заведомо ставит участников конкурса, в отношении которых не проводились плановые проверки качества, в худшее положение по сравнению с иными участниками, в отношении которых подобные проверки были проведены.

Решение и предписание антимонопольного органа признаны законными.

Постановление АС Северо-Западного округа от 23.12.2025 по Делу № А56-18996/2025