Подписание акта приёмки работ без замечаний не лишает заказчика права требовать возврата части уплаченных средств, если это отвечает публичным интересам

44-ФЗ ВСРФ

Об этом напомнил Верховный Суд РФ.

После приёмки результата работ без замечаний заказчик выявил ряд нарушений:

  • часть оборудования, поставленного в рамках выполнения работ, предъявлена по существенно завышенной стоимости (в сравнении с рыночной);
  • подрядчик некорректно применил сметные индексы, в результате чего общая стоимость работ также оказалась завышена;
  • отдельные материалы использованы в количестве меньшем, чем заявлено в КС-2 и КС-3.

Заказчик потребовал возврата неосновательного обогащения, а в части завышения стоимости оборудования – признания сделки недействительной.

Суды трёх инстанций в иске отказали:

  • доказательств умышленного введения заказчика в заблуждение не обнаружено;
  • наличие на стороне подрядчика неосновательного обогащения не подтверждено, т.к. выполненные работы приняты заказчик принял без замечаний и в полном объёме;
  • заказчик не доказал сокрытия подрядчиком недостатков и фактических объёмов работ, невозможности обнаружения недостатков при обычном способе приемки и несоответствия результата требованиям контракта;
  • цена контракта является твёрдой, определена на весь срок его исполнения, и заказчик, в силу п. 6 ст. 709 ГК РФ, не вправе требовать её уменьшения.

Однако, Верховный Суд РФ решил передать дело на рассмотрение судебной коллегии.

Он указал, что контракт заключался в рамках Закона №44-ФЗ, направлен на реализацию публично-значимых целей, т.е. на защиту общего публичного интереса в экономическом и эффективном расходовании средств при государственных закупках. Поэтому действия сторон частноправового характера (в т.ч., подписание актов приёмки работ) не могут нивелировать публично-значимые цели. Нижестоящие суды этого не учли.

Определение Верховного Суда РФ № 305-ЭС23-21003 от 09.01.2024 по Делу № А40-222958/2022