Основные нарушения заказчиков по Закону №44-ФЗ и положительные практики: анализ обзора Федерального казначейства

44-ФЗ Казначейство

Ведомство опубликовало обзор нарушений в финансово-бюджетной сфере за первое полугодие 2023 года. Помимо системных и систематических нарушений заказчиков при проведении госзакупок, Казначейством отмечены и примеры положительных практик, направленных на предотвращение нарушений в будущем.

Разбираемся, что заказчику следует учесть в работе. К системным нарушениям* Федеральное казначейство отнесло:

  • просрочку оплаты по контрактам;
  • изменение существенных условий контрактов (продление сроков их исполнения) в отсутствие правовых оснований для этого;
  • продление сроков выполнения работ при отсутствии предоставленного от подрядчиков обеспечения исполнения контрактов.
* Под системными нарушениями ведомство предполагает такие ошибки, которые выявлены в определённой сфере деятельности (отрасли) у нескольких объектов контроля.

К систематическим нарушениям (неоднократным, обнаруженным у одного субъекта контроля) отнесены:

  • принятие и оплата фактически невыполненных работ;
  • непредъявление и неначисление подрядчику штрафных санкций за просрочку исполнения контракта;
  • использование при расчёте НМЦК несопоставимых коммерческих предложений;
  • непроведение экспертизы поставленных товаров, результатов выполненных работ;
  • неиспользование заказчиком по назначению приобретённого оборудования.

Некоторые ГРБС выработали меры, направленные на профилактику возможных нарушений в финансово-бюджетной сфере. Казначейство обобщило такую положительную практику.

Какие шаги можно предпринять во избежание нарушений?

  • вести работу с заказчиками по определению планового количества приобретаемого товара;
  • разрабатывать и утверждать «Дорожные карты» с рекомендованными этапами и сроками реализации мероприятий по приобретению дорогостоящих товаров;
  • ежегодно анализировать документацию по закупленному высокотехнологичному оборудованию и на основе анализа формировать типовые технические задания;
  • осуществлять регулярный мониторинг процесса контрактации, поставки и ввода оборудования в эксплуатацию, исполнения «Дорожных карт»;
  • сопровождать и координировать деятельность заказчиков через закреплённого за каждым из них куратора из числа специалистов ГРБС;
  • контролировать фактическое использование закупленного оборудования.

Обзор содержит также информацию об иных нарушениях в финансово-бюджетной сфере.

Документ: Письмо Казначейства России от 26.12.2023 № 07-04-05/21-38919