Основные нарушения заказчиков по Закону №44-ФЗ и положительные практики: анализ обзора Федерального казначейства
Ведомство опубликовало обзор нарушений в финансово-бюджетной сфере за первое полугодие 2023 года. Помимо системных и систематических нарушений заказчиков при проведении госзакупок, Казначейством отмечены и примеры положительных практик, направленных на предотвращение нарушений в будущем.
Разбираемся, что заказчику следует учесть в работе. К системным нарушениям* Федеральное казначейство отнесло:
- просрочку оплаты по контрактам;
- изменение существенных условий контрактов (продление сроков их исполнения) в отсутствие правовых оснований для этого;
- продление сроков выполнения работ при отсутствии предоставленного от подрядчиков обеспечения исполнения контрактов.
К систематическим нарушениям (неоднократным, обнаруженным у одного субъекта контроля) отнесены:
- принятие и оплата фактически невыполненных работ;
- непредъявление и неначисление подрядчику штрафных санкций за просрочку исполнения контракта;
- использование при расчёте НМЦК несопоставимых коммерческих предложений;
- непроведение экспертизы поставленных товаров, результатов выполненных работ;
- неиспользование заказчиком по назначению приобретённого оборудования.
Некоторые ГРБС выработали меры, направленные на профилактику возможных нарушений в финансово-бюджетной сфере. Казначейство обобщило такую положительную практику.
Какие шаги можно предпринять во избежание нарушений?
- вести работу с заказчиками по определению планового количества приобретаемого товара;
- разрабатывать и утверждать «Дорожные карты» с рекомендованными этапами и сроками реализации мероприятий по приобретению дорогостоящих товаров;
- ежегодно анализировать документацию по закупленному высокотехнологичному оборудованию и на основе анализа формировать типовые технические задания;
- осуществлять регулярный мониторинг процесса контрактации, поставки и ввода оборудования в эксплуатацию, исполнения «Дорожных карт»;
- сопровождать и координировать деятельность заказчиков через закреплённого за каждым из них куратора из числа специалистов ГРБС;
- контролировать фактическое использование закупленного оборудования.
Обзор содержит также информацию об иных нарушениях в финансово-бюджетной сфере.
Документ: Письмо Казначейства России от 26.12.2023 № 07-04-05/21-38919