На момент заключения контракта с единственным поставщиком он был привлечён к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП. Каковы последствия?
С компанией заключили несколько контрактов на поставку лекарств на основании ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Позднее выяснилось, что на дату заключения контрактов компания была привлечена к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП.
Прокурор счёл данный факт достаточным для признания контрактов ничтожными и возврата оплаты по ним. Соответствующий иск он предъявил в суд.
Поставщик возражал, ссылаясь на фактическое исполнение, а также использование заказчиком препаратов в полном объёме по назначению. Контракты заключены неконкурентным способом. Более того, заказчик имел возможность проверить факт привлечения поставщика к административной ответственности, эти сведения общедоступны. Поэтому в случае признания контрактов недействительными поставщик вправе рассчитывать на компенсацию собственных затрат, связанных с исполнением договорных обязательств. В противном случае, полагал поставщик, на стороне заказчика возникнет неосновательное обогащение.
Какую квалификацию контрактам дал суд?
Суды трёх инстанций признали контракты ничтожными и не усмотрели оснований для двусторонней реституции, а также компенсации поставщику понесённых затрат.
Контракты заключены в нарушение установленного в п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ запрета на участие в аукционе лица, которое в течение последних двух лет привлечено к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ.
Суды указали, что у заказчика не возникла обязанность по оплате поставленного товара, а у поставщика не возникло право как на получение указанных денежных средств, так и на возврат исполненного по недействительным сделкам.
Поставщик знал о состоявшемся судебном акте, осознавал несоответствие обязательным требованиям и не имел правовых оснований на заключение контрактов.
Сама по себе возможность заказчика проверить информацию о потенциальном контрагенте и неиспользование такой возможности не говорит об отсутствии основания для признания контрактов недействительными.
Компенсация затрат поставщика на исполнение ничтожных контрактов позволила бы ему получить имущественную выгоду из своего незаконного поведения. Поэтому оснований для двусторонней реституции суды не нашли. С поставщика взысканы полученные им от заказчика денежные средства.
Постановление АС Дальневосточного округа от 27.11.2025 по Делу № А16-1456/2025