|
|
Фото с сайта
|
Рынок электронных торговых площадок (ЭТП) в России начал формироваться более 10 лет назад. Сегодня ЭТП востребованы, как в бизнес-среде, так и среди государственных структур. Однако на законодательном уровне нет даже определения, что такое ЭТП. Об актуальных законодательных и других проблемах в отрасли генеральный директор торгового портала "Фабрикант" Сергей Габестро рассказал журналу Агентства "Слияния и Поглощения".
– Торговый портал "Фабрикант" – это площадка с десятилетней историей. Какой процент рынка электронных торгов вы занимаете сегодня? Оцените объем торгов – количество объявлений и на какую общую сумму.
– Да, в этом году исполняется 10 лет с момента создания "Фабриканта". Начинали мы с проведения торгов по банкротству в электронном виде и за это время стали крупнейшей площадкой корпоративных электронных торгов в России. Общий объем торгов, проведенных только на площадке "Фабрикант", без учета наших дочерних компаний, составляет 3,4 трлн. рублей, всего проведено 495 000 торгов. По нашим оценкам, "Фабрикант" занимает порядка 40% рынка корпоративных электронных торгов. Рейтинговым агентством "Эксперт РА" по итогам 2014 года "Фабрикант" признан лидером по качеству услуг в области проведения корпоративных закупок среди ЭТП России, а также отмечен в номинации "Лучшие результаты в расширении конкуренции при проведении закупок". Кроме того, мы развиваем специализированные отраслевые электронные площадки "Оборонторг", "Спецстройторг", "Газнефтеторг", Picon.ru. В январе 2014 года "Фабрикант" приобрел ЗАО "ММВБ-ИТ" – электронную торговую площадку, обладающую лицензией на проведение торгов по госзакупкам. Эта покупка позволила нашей компании добиться эффекта синергии, создавать дополнительные сервисы и возможности для заказчиков и поставщиков, как в государственном, так и в корпоративном секторах.
– Сколько пользователей зарегистрировано на сегодняшний день и каково процентное распределение между поставщиками и покупателями? Какого уровня компании к вам приходят? Расскажите подробнее о структуре ваших покупателей: это российские или зарубежные компании?
– Роль ЭТП в развитии бизнеса в стране значима. Например, только на нашей площадке "Фабрикант.ру" насчитывается порядка 160 тыс. участников, а всего в нашей группе компаний электронными закупками пользуются порядка полумиллиона организаций. Те компании, которые хотя бы раз попробовали использовать электронные площадки для закупок, понимают, что пользоваться таким инструментом удобно и эффективно. Изначально ЭТП пользовались крупные компании, но сейчас в этот процесс включился средний и малый бизнес. Многие предприятия, такие как "Кока-Кола", "Русал", "Норникель" закупают через электронные площадки всю возможную номенклатуру – от булавок до прокатных станов. Часто мы наблюдаем, что небольшие компании изначально регистрируются на "Фабриканте", чтобы поставлять свою продукцию и услуги крупным заказчикам, а затем и собственные закупки начинают проводить в электронной форме.
– Рынок ЭТП играет для экономики исключительно оздоровительную роль, создает условия для того, чтобы в отрасли работало больше добросовестных, честных менеджеров.
– Да, электронная торговля ведь очень эффективна, и электронными формами закупок пользуются те менеджеры, которым выгодно работать честно. Недобросовестный элемент выталкивается из этой среды. Переведя закупки в электронную форму, топ-менеджмент компаний получает действенный инструмент для внутреннего контроля закупок. На площадке в режиме он-лайн всегда можно получить статистику и аналитику по различным параметрам: какая экономия на закупках была достигнута в целом по компании, эффективность работы каждого отдельного менеджера по закупкам, число торгов с победителем, аналитику по каждому отдельному подрядчику.
– Какова максимальная и минимальная экономия при покупке через "Фабрикант"?
– Все компании сэкономили за время работы в системе 314,318 млрд. рублей. В среднем экономия на торгах составляет 14%, если менеджер работает добросовестно и правильно использует все инструменты, которые предоставляет площадка. Нужно понимать, что очень большая экономия в результате проведения закупок говорит о том, что изначально цена контракта была неправильно определена, а если экономия равна нулю, то, скорее всего, на торгах был сговор или произошла утечка информации. Поэтому экономия 10 – 15 % - это хороший показатель. Этого достаточно, чтобы создать на торгах конкурентную зону. Начальная (максимальная) цена контракта должна быть чуть выше рынка, чтобы привлечь конкурентов вступить в борьбу за контракт.
– Как вы привлекаете поставщиков?
– У нас работает отдел привлечения поставщиков, который занимается поиском заинтересованных компаний, совершает звонки, осуществляет рассылки с предложением принять участие в закупках по их специализации, которые опубликованы на портале. Мы помогаем им в подаче заявок, консультируем. По сути, являемся неким внешним отделом продаж, абсолютно бесплатным для компаний-участников. Особенно это актуально для малых и средних компаний, у которых зачастую нет достаточно ресурсов, чтобы содержать большой отдел продаж и отдельного специалиста по работе с электронными торговыми площадками. Им важна помощь со стороны самой площадки.
– По каким финансовым схемам вы работаете? Вы получаете гонорар с покупателя/продавца/обоих? С общей суммы сделки/с начальной суммы? Ваш гонорар фиксирован или это процент от сделки?
– У площадок существуют различные бизнес-модели. Допустим, мы берем абонентскую плату, которая вполне доступна любой компании. Например, для крупного клиента абонентская плата составляет 70 тыс. рублей в год. Если речь идет о малых закупках, то плата может быть 10 тыс. рублей в год. Кроме того, могут быть различные скидки, комфортные тарифные планы, словом, механизм и цены вполне по карману клиенту ЭТП.
– Сталкивались ли вы с конфликтными случаями между покупателем и продавцом? И заложен ли механизм урегулирования таких конфликтных ситуаций между продавцом и покупателем?
– Площадка – это инструмент, она не вправе заниматься разрешением споров. Если поставщик не удовлетворен результатами торгов, то он вправе подать жалобу в контрольно-надзорный орган – ФАС.
– Если говорить о требованиях в отношении информационной безопасности, должны ли они быть жестче, по сравнению с сегодняшними?
– Действительно, в отношении информационной безопасности еще есть над чем работать. Но эти проблемы вполне по силам решить профессиональному сообществу, которое сейчас за свой счет активно занимается созданием модели угроз информационной безопасности и внедрением комплексных мер по предотвращению этих угроз. Кроме этого, есть площадки, которые уже разработали инструменты, обеспечивающие 100% технологическую безопасность и конфиденциальность заявок участников, и внедряют их у себя. Допустим, на портале Фабрикант мы создаем такую систему, когда заявка шифруется на стороне участника. Площадка принимает зашифрованные заявки, и никто до момента вскрытия конвертов не имеет к ним доступа. Риск того, что информация может быть кем-то подсмотрена и передана компаниям-конкурентам, сведен к нулю.
– Оцените уровень конкуренции на рынке электронных торгов.
– По различным оценкам, сегодня в России существует более 120 электронных площадок. Конкуренция высокая. Нужно понимать, что отрасль активно формируется и развивается, и это вызывает ряд проблем. В нашей стране даже нет утвержденного определения, что такое электронная торговая площадка, не говоря уже о других критериях оценки работы. Качественная электронная торговая площадка предлагает прежде всего большой выбор процедур закупки того или иного товара. Современная ЭТП – это не какая-то база данных или доска объявлений. Такой ресурс предлагает удобные инструменты подбора нужного товара. Например, для приобретения какой-нибудь нужной для деятельности компании продукции можно организовывать конкурс, причем, конкурс многоэтапный, многолотовый, с повторными торгами на каждом этапе и многими другими особенностями. Это отличается, например, от случаев, когда некоторые компании создают у себя на портале странички для закупок нужного товара. Обычно, функционал у таких ресурсов не идет ни в какое сравнение с профессиональными ЭТП. Это как сравнивать самокат и самолет. Если тебе летать из Владивостока в Москву, невозможно пользоваться самокатом, ты все равно рано или поздно пересядешь на самолет. А некоторые где-нибудь на фейсбуке создают страничку и называют ее ЭТП.
– В начале 2015 года чиновники выступили с инициативой ограничения числа электронных торговых площадок, на которых смогут проводить свои закупки госкомпании по 223-ФЗ. Предполагается провести отбор площадок аналогичный тому, что был в 2009 году по госзакупкам. Как вы относитесь к данной инициативе, и почему, на ваш взгляд, возникло данное предложение?
– Электронные торговые площадки появились в начале 2000-х годов. В первые годы они развивались, и рынок активно рос, пока государство не начало вмешиваться в эту отрасль. Причем государство в присущей ему манере сразу отрезало часть рынка, отобрав по непонятным критериям 5 площадок, на которых стали проводиться все торги по госзаказу. Сейчас звучит предложение о том, чтобы таким же образом ограничить число площадок по 223-ФЗ, который предписывает госкомпаниям проводить закупки по определенной номенклатуре в электронной форме на ЭТП. Нужно отметить, что принятие 223-ФЗ способствовало значительному росту рынка. Госкомпании начали использовать существующие ЭТП, кто-то создавал свои площадки только для закупок собственной корпорации. В итоге сегодня мы имеем активно развивающийся, зрелый рынок с большим количеством участников и высокой конкуренцией. Все было бы хорошо, если бы опять же не попытки государства вмешаться. Сейчас чиновники, движимые странными, на мой взгляд, мотивами, начали продвигать идею отбора площадок в секторе 223-ФЗ. Ведь какой основной аргумент в пользу отбора звучит сейчас и звучал в 2009 году, когда был отбор площадок по госзакупкам. Чиновники говорили: "Мы не можем контролировать большое количество площадок, нам нужно отобрать всего 5, тогда мы сможем их проверять". При этом, до сих пор в течение пяти лет не была организована эффективная система контроля, нет определенной методики оценки и внятных критериев этой оценки. Логично сначала бы навести порядок и отработать механизмы контроля в уже отобранных площадках в области госзаказа, а потом уже поднимать вопрос о распространении этих механизмов на другие ЭТП. Но мы все же движемся в сторону нового отбора. Несмотря на то, что все эксперты высказываются против… Мы активно сотрудничаем с Национальной ассоциацией институтов закупок, которая объединяет игроков рынка государственных и коммерческих закупок, защищая их интересы. Недавно мы на базе НАИЗ провели мероприятие, на котором собрали представителей ЭТП. На нем не было ни одного эксперта, который бы сказал, что отбор - это хорошо. Все высказывались за стандартизацию деятельности и повышение профессиональных стандартов.
– Какой позиции придерживаетесь вы?
– Прежде всего, профессиональное сообщество должно выступить с инициативой создания отраслевого стандарта, устанавливающего требования к электронным площадкам, методики проверки электронных площадок на соответствие требованиям, а также порядка определения организаций, которые вправе давать соответствующие экспертные заключения. Мы выступаем за снятие барьеров и в то же время за жесткий стандарт, чтобы этот стандарт мог преодолеть любой вновь созданный бизнес. Не сразу, конечно, – сначала нужно наработать компетенции, опыт, исполнить много технических регламентов. Но теоретически такая возможность должна быть. И если есть на рынке профессиональные компании, которые полностью соответствуют требованиям, в том числе по информационной безопасности, эти площадки должны иметь право работать с госкомпаниями.
– Готовы ли площадки к самоорганизации? Нужна ли отрасли своя СРО?
– Идея создания саморегулируемой организации сейчас активно обсуждается. В том числе у НАИЗ есть задача – помочь площадкам создать свою собственную СРО, как в торгах банкротству, так и в закупках. Рынок должен был созреть, и вот сейчас процесс начался. Идет обсуждение профессионального стандарта. Кроме того, до сих пор нет определения самой электронной торговой площадки. Государство, еще 5 лет назад отобрав площадки для госзаказа, не сформулировало за это время, что такое ЭТП. Какой набор программно-аппаратного комплекса называется ЭТП? Какие он должен поддерживать функции? Задача профессионального сообщества – собраться вместе и принять решение, сформулировать четкое определение. Когда появятся четкие правила и стандарты, это несомненно поможет и заказчикам, и поставщикам. Принимая решение, с какой площадкой работать, они будут понимать, соответствует та или иная площадка требованиям, допустим, по информационной безопасности, или нет. В таких условиях, на рынке ЭТП останутся только самые лучшие и передовые, которые будут постоянно совершенствовать свой функционал и сервис и наращивать компетенции. Когда рынок развивается и присутствует конкуренция, он всегда способствует возникновению эффективных решений. А если конкуренции нет, то и развитие останавливается.