|
|
Фото с сайта К. Градусова / Для Ведомостей
|
По закону государственные заказчики должны формировать план закупок на год вперед, указать их сроки, цели и количество товара, которое они намерены приобрести.
Но за 2014 г. только шесть государственных органов из 81 публиковали подробные и обновляемые графики размещения заказов, 68 – в неструктурированном виде, остальные вообще не сделали этого, говорится в докладе «О системе закупок», подготовленном экспертами Высшей школы экономики. Закупки тщательно не планируются, многие из них остаются неосуществленными. У Минфина в 2014 г. не были размещены 23 извещения об осуществлении закупки из 56 (41%), у Минстроя – 22 из 61 (36%), у Росстандарта – 15 из 22 (68,1%).
Законопроект – второй этап установления административной ответственности в сфере закупок, отмечает представитель Минэкономразвития. На первом этапе, с 1 января 2014 г., была установлена административная ответственность только за нарушения при определении поставщика и заключении с ним контракта. Для заказчиков был предусмотрен переходный период, в течение которого они могли изучить новации закона и адаптироваться к их применению. В течение переходного периода контрольные органы только выдавали предписания об устранении нарушений, но не применяли административную ответственность.
Сравнительно небольшой размер штрафов в Федеральной антимонопольной службе (ФАС), разработавшей законопроект вместе с Минэкономразвития и Минфином, тоже объясняют необходимостью заказчиков привыкнуть к новым правилам. Если будет выявлена неэффективность этих штрафов, то будет рассматриваться вопрос об их увеличении, заявил представитель ФАС.
Штрафы соразмерны тяжести правонарушений, не согласен директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Максим Чемерисов. Платить их будут конкретные должностные лица, а это не только высокопоставленные руководители, но и, например, директор детского сада в провинции, для которого более высокий штраф непосилен. К ответственности будет привлекаться должностное лицо, в обязанности которого входит планирование, обоснование или соблюдение правил нормирования закупок. Если такого в организации нет, то к административной ответственности будет привлекаться ее руководитель, сообщает Чемерисов.
Штраф даже в 30 000 руб. может стать значительным для региональных заказчиков, говорит один из них, а под составление плана-графика с нарушением можно подвести любую мелкую ошибку.
После принятия этих поправок вся сфера применения закона о госзакупках будет обеспечена административной ответственностью, говорит Чемерисов: «Штрафов боятся, поэтому эффект от поправок будет значительный».
Помимо введения дополнительных штрафов для заказчиков необходимо ввести ответственность контролирующих органов, выносящих зачастую противоречивые или необоснованные решения, которые затем признаются не соответствующими законодательству в судебном порядке, говорит бизнес-омбудсмен по закупкам, гендиректор Торгового портала "Фабрикант" Сергей Габестро.
\\ Екатерина Мереминская, Елизавета Базанова