(время московское)
+7 (495) 109-75-75 Заказать звонок
Домой Написать письмо Распечатать
На главную Электронная торговая площадка
Войти
Регистрация
 
Свернуть меню

Фабрикант в СМИ


Эксперт Онлайн 28 апреля 2015 г.

Электронные площадки противятся госконтролю

Фото с сайта 

Ощутимый удар по российскому рынку межкорпоративной электронной торговли могут нанести действия государства, которое хочет усилить контроль над электронными торговыми площадками. Об этом «Эксперту» рассказал Сергей Габестро, генеральный директор группы компаний «Фабрикант.ру» и генеральный директор Национальной ассоциации институтов закупок





Насколько значимы сегодня обороты корпоративной торговли через электронные площадки в России?

— Сегодня объемы электронных закупок в России достигли весьма значительных показателей. По нашим оценкам, в общей сложности это 30 триллионов рублей в год, из них шесть триллионов — электронная торговля в области государственных закупок. Еще 15 триллионов рублей — объем рынка электронных закупок, связанного с деятельностью государственных компаний, которые используют электронные площадки в соответствии с федеральным законом № 223. В дополнении к этому есть еще значительный оборот электронных закупок со стороны коммерческих компаний. Точной его оценки никто не делал, но он не меньше, чем объем закупок в соответствии с 223-м законом.
 

— Как вы оцениваете роль государства в развитии межкорпоративной электронной торговли и независимых электронных торговых площадок, ЭТП?

— Как отдельное направление бизнеса ЭТП в России стали появляться в начале 2000-х. И первые лет девять они замечательно развивались и росли, пока государство не начало вмешиваться в эту отрасль. Сначала государство в присущей ему грубой манере «рубануло» и отрезало часть рынка, связанную с госзаказом. Как известно, электронными торгами по госзаказам сейчас могут заниматься только пять площадок, которые, как мы считаем, были отобраны на основании непрозрачных правил и критериев. ЭТП для госзаказа — это отдельная тема, углубляться в нее пока не будем. Но стоит отметить, что там действуют свои, нерыночные правила. Что же касается остального корпоративного рынка электронной торговли, то значимая его часть —закупки госкомпаний, которые регулируются, как я уже сказал, законом № 223-ФЗ, где указано, как госкомпании и их «дочки» должны проводить процедуры закупки в электронной форме. Здесь рынок за последние три года неплохо развился: на сегодняшний день существует порядка 120 электронных торговых площадок, которые работают с субъектами 223-го закона. И конечно, есть большой рынок, обслуживающий межкорпоративную торговлю негосударственных компаний.

— Каким образом государство намерено в очередной раз вмешаться в работу рынка межкорпоративной электронной торговли?

— В последние месяцы чиновники, движимые очень странными мотивами, начали продвигать идею отбора площадок, которые будут иметь право работать в секторе закона № 223. Согласно их планам, будет отобрано лишь несколько площадок, которые смогут работать с государственными компаниями. А остальные ЭТП будут выключены из этого процесса. Все эксперты и участники рынка высказываются против такого шага: для отрасли это вредно. Вероятно, это выгодно чиновникам. Возможно, это выгодно тем площадкам, которые обладают лоббистским ресурсом, но не имеют ресурса функционального и не умеют конкурировать на свободном рынке.

— Но ведь государство говорит о контроле над деятельностью электронных торговых площадок, где, например, должен быть высокий уровень информационной безопасности. Для этого, вероятно, нужно отбирать наиболее надежных участников рынка?

— Да, государство говорит о контроле над процессами межкорпоративной электронной торговли. Но дело в том, что оно никак не может сформулировать критерии такого контроля и его организовать, — да и не должно этого делать.

Возьмем сектор электронной торговли в рамках госзаказа. Пять лет назад было отобрано пять ЭТП, которые имеют право осуществлять этот вид торговли. До сих пор, хотя прошло уже пять лет, не организована эффективная система контроля, нет определенной методики оценки работы ЭТП и внятных критериев этой оценки. Логично предложить сначала навести порядок и отработать механизмы контроля на уже отобранных площадках в области госзаказа, а потом уже поднимать вопрос о распространении этих механизмов на другие ЭТП.

— Но вы признаете, что для рынка действительно актуальна, например, проблема информационной безопасности? Почему бы не усилить здесь роль государства?

— Это так, проблемы с информационной безопасностью действительно существуют. Но их вполне по силам решить профессиональному сообществу, которое сейчас за свой счет активно создает модели, позволяющие предотвращать подобные угрозы. Есть такие ЭТП, как «Фабрикант.ру», где уже разработаны инструменты, обеспечивающие серьезную технологическую безопасность участников корпоративной электронной торговли. Любая заявка участника может быть зашифрована на стороне клиента с помощью одноразового ключа, и взломать эту информацию невозможно. Наш рынок вполне созрел, он способен саморегулироваться и отвечать любым требованиям государства. А если рынок будет закрыт отбором площадок, то он просто встанет, там не будет здоровой конкуренции. И он перестанет развиваться.

— Какое влияние на экономику в целом может оказать торможение развития рынка ЭТП? Какую роль электронные площадки вообще играют сейчас в деятельности различных компаний в России?

— Роль ЭТП в развитии бизнеса в стране значительна. Например, только на нашей площадке «Фабрикант.ру» порядка 200 тысяч участников, а всего в нашей группе компаний электронными закупками пользуются примерно полмиллиона организаций. Компании, которые хоть раз попробовали использовать электронные площадки для закупок, понимают, что это удобный и эффективный инструмент. Поначалу ЭТП пользовались крупные компании, но теперь в этот процесс включился средний и малый бизнес. Многие предприятия, такие как Coca-Cola, «Русал», «Норникель», закупают через электронные площадки всю возможную номенклатуру — от булавок до прокатных станов. И мы считаем, что рынок ЭТП играет для экономики исключительно оздоровительную роль. Электронная торговля ведь очень эффективна, и электронными формами закупок пользуются те менеджеры, которым выгодно работать честно, а недобросовестные элементы из этой среды выталкиваются. Переведя закупки в электронную форму, топ-менеджмент компаний получает действенный инструмент для внутреннего контроля закупок. На площадке в режиме онлайн всегда можно получить статистику и аналитику по всем параметрам.

— Чем функционал современных независимых электронных площадок удобен для бизнеса?

— Качественная электронная торговая площадка предлагает прежде всего большой выбор процедур закупки того или иного товара. Современная ЭТП — это не какая-то база данных или доска объявлений. Такой ресурс располагает удобными инструментами для подбора нужного товара. Например, чтобы закупить какую-либо необходимую для деятельности компании продукцию, можно организовывать конкурс, причем многоэтапный, многолотовый, с повторными торгами на каждом этапе и многими другими особенностями. Это отличается, например, от случаев, когда некоторые компании создают у себя на порталах странички для закупок нужного товара. Обычно функционал таких ресурсов несопоставим с профессиональными ЭТП. Это все равно что сравнивать самокат с самолетом. Если тебе нужно перемещаться из Владивостока в Москву, невозможно пользоваться самокатом — рано или поздно все равно придется пересесть на самолет. А некоторые «игроки» где-нибудь в «Фейсбуке» создают страничку и называют ее ЭТП. Кстати, у нас даже нет утвержденного определения, что такое электронные торговые площадки.

— На чем зарабатывают электронные площадки? Это процент от сделок? Доступны ли услуги ЭТП по цене?

— У площадок существуют различные бизнес-модели. Допустим, мы берем абонентскую плату, которая вполне подъемна для любой компании. Например, для крупного клиента абонентская плата — 70 тысяч рублей в год. Если речь идет о малых закупках, то годовая плата может составлять 10 тысяч рублей. Кроме того, могут быть различные скидки, удобные тарифные планы. Одним словом, механизм и цены ЭТП клиентам вполне по карману.

— А сами участники рынка могли бы заниматься саморегулированием отрасли?

— Да, вполне. Именно это мы и хотим донести до государственных органов. Недавно прошло большое мероприятие Национальной ассоциации институтов закупок. Она собрала 50 площадок, примерно половину рынка. На этом мероприятии был принят ряд важных решений, касающихся в том числе развития инструментов саморегулирования, вопросов безопасности и многого другого. И не было ни одной площадки, представители которой сказали бы, что планируемый отбор ЭТП по 223-му закону — это хорошо. Безусловно, все участники рынка высказываются за стандартизацию профессиональной деятельности, за создание прозрачных и понятных правил. Но это не должно быть бездумное ограничение конкуренции на рынке. То есть налицо консолидация отрасли против агрессивной деятельности недобросовестных чиновников.

// Алексей Грамматчиков


Ссылка на оригинал публикации  http://expert.ru/expert/2015/18/elektronnyie-ploschadki-protivyatsya-goskontrolyu/

<< Вернуться к списку публикаций