(время московское)
+7 (495) 109-75-75 Заказать звонок
Домой Написать письмо Распечатать
На главную Электронная торговая площадка
Войти
Регистрация
 
Свернуть меню

Фабрикант в СМИ


ВЕДОМОСТИ 23 апреля 2015 г.

Счетная палата: новая система госзакупок бюджету не помогла

Фото с сайта М.Стулов / Ведомости

 Заработавший в 2014 г. новый закон о контрактной системе не сделал госзакупки эффективными, пришла к выводу Счетная палата. В прошлом году, по данным аудиторов, бюджет сэкономил всего 5% средств, выделенных на госзаказ. Это даже меньше, чем в 2013 г. (7%). Цели, которые изначально ставились при введении новой системы, не достигнуты – сэкономленная сумма снизилась по всем уровням проведения закупок (см. график), говорится в отчете Счетной палаты.

Минэкономразвития с критикой не согласно. Ранее министерство опубликовало свой вариант отчета, из которого следовало, что бюджет сэкономил 15% средств. В 2013 г. (когда работал еще 94-ФЗ) цена в ходе торгов была снижена на 424 млрд руб. (7% от общей суммы заказа), а в 2014 г. – на 891 млрд (15%).

При этом оба ведомства использовали одинаковый метод расчета – разницу между начальной ценой контракта в извещении о закупке и ценой заключенного контракта. Об этом говорят представители Минэкономразвития и Счетной палаты.

Однако ведомства использовали разные источники информации. Счетная палата – данные с портала закупок (zakupki.gov.ru), говорится в ее отчете. А Минэкономразвития – информацию Федерального казначейства (копия письма казначейства есть у «Ведомостей»).




За прошлый год было заключено более 2,5 млн государственных и муниципальных контрактов на 5,3 трлн руб., пишет Счетная палата, количество контрактов стоимостью свыше 1 млрд руб. выросло на 26% – 415 закупок на 1,7 трлн руб. (73% из них пришлось на федеральных заказчиков). Увеличение количества способов закупок тоже не оказало существенного влияния на структуру закупок – главный способ по-прежнему электронные аукционы (56%). Доля наиболее коррупциогенного вида закупок – у единственного поставщика – на федеральном уровне также остается высокой: 29,8%. С этими цифрами Минэкономразвития тоже не согласно и утверждает, что число закупок у единственного поставщика, наоборот, сократилась на 67%.

Сейчас законодательством предусмотрен широкий перечень случаев, когда контракт можно заключить с единственным поставщиком, оспорить такие закупки сложно, согласен со Счетной палатой консультант господрядчика. Ранее Минэкономразвития совместно с Минфином и Мин­промторгом предложило ввести новый механизм заключения долгосрочных госконтрактов: если предприниматель развивает производство российской продукции, государство будет выкупать его продукцию без торгов, как у единственного поставщика.

Когда отклоняются все заявки, кроме единственной, то контракт заключается по начальной цене, это исключает возможность сэкономить бюджетные средства, говорит гендиректор Fabrikant.ru Сергей Габестро, именно сговор участников закупки приводит к низкой экономии средств или ее имитации. Сэкономить средства поможет и перевод всех конкурсов в электронный формат, что расширит доступ к закупкам и уменьшит число отклоненных заявок, рассуждает он.

По-прежнему не решена проблема необоснованных закупок, пишет Счетная палата. «Выявлен целый ряд автомобилей люкс-класса стоимостью от 3 млн до 6 млн руб., которые можно отнести к закупкам с избыточными потребительскими свойствами», – сообщил аудитор Максим Рохмистров, не удалось и избавиться и от коррупционных рисков. Например, в Центре спортивной подготовки сборных команд России установлен факт аффилированности заместителя директора учреждения с организациями, с которыми заключались госконтракты. Нарушения законодательства центром аудиторы оценили в 4,4 млрд руб.: он отказывался закупать продукцию у малых предприятий, не проводил общественные обсуждения закупок на сумму свыше 1 млрд руб., заключал контракты на суммы, значительно превышающие начальную цену. Необходимо отменить коррупционные требования к участникам закупки при проведении конкурса с ограниченным участием, когда перечень оборудования заказчик определяет произвольно в каждом конкретном конкурсе под «своего» подрядчика, предупреждает Габестро. В целом по результатом проверок было выявлено 276 нарушений закона о госзакупках на сумму 39,6 млрд руб.

//Елизавета Базанова


Ссылка на оригинал публикации  https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/04/24/schetnaya-palata-novaya-sistema-goszakupok-byudzhetu-ne-pomogla

<< Вернуться к списку публикаций