|
|
Фото с сайта ИТАР-ТАСС
|
Российский рынок вполне сможет "переварить" большинство экспортировавшихся в Европу товаров. К тому же крымский бизнес намерен увеличить экспорт в азиатские страны. А потери туристической отрасли полуострова вполне компенсируется наплывом туристов в следующем сезоне. Ожидается, что Крым выйдет на самоокупаемость уже через 2-3 года.
Министерство промышленной политики Крыма констатирует снижение экспорта в первом квартале на 20,2% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Дальнейшее падение экспорта только усилится из-за запрета Совета Евросоюза с 25 июня на ввоз крымских и севастопольских товаров в страны содружества. «Производителям придется искать новые рынки сбыта продукции, а это займет определенное время, поэтому предприятия промышленности, относящиеся к сфере ответственности министерства, пострадают от введения запрета на импорт крымских товаров», - сообщил ИТАР-ТАСС исполняющий обязанности министра промышленной политики Крыма Андрей Скрынник.
По данным министерства экономического развития Крыма в январе-марте 2014 года объем экспорта составил 57,2 млн долларов. Снижение экспорта, как и импорта из-за рубежа (в основном Украины) происходит не только в силу запретов, но и из-за юридических накладок переходного периода.
«Сейчас с иностранными компаниями работать в принципе невозможно, не только европейскими, - пояснил «Эксперт Online» Алексей Гринцевич, сопредседатель крымского отделения «Деловой России». - Проблема в таможенных терминалах, которым еще не присвоили код. Но торговля не стоит, ведем ее через российские дилерские центры иностранных поставщиков. Из-за посредничества цены несколько выше, но и зарплаты у людей стали выше. То же самое с экспортом. Его можно оформлять через зарегистрированные в России фирмы».
Из общего объема экспорта промышленные предприятия поставили 81,2% (46,5 млн долларов) продукции. Около половины – доля химической промышленности. В основном могут пострадать предприятия известного украинского предпринимателя Дмитрия Фирташа. Это входящие в его Group DF «Крымсода» и «Крымский титан». Продукцию в Европу также поставляли «Химтекс» и Перекопский бромный завод. Машиностроительную продукцию экспортируют Керченский стрелочный завод, «Симферопольсельмаш» (комплектующие для комбайнов). Пожалуй, больше всех из машиностроителей пострадает судостроительный завод «Залив», получавший основные заказы из Норвегии. Впрочем, в структуре экспорта полуострова поставки в Европу составляют всего 15%. Поэтому в минэкономике Крыма рассчитывают, что предприятия через некоторое время переориентируются на рынки Ближнего Востока, Китая, Индии, Турции, Азербайджана и других стран.
В Севастополе основной экспортер оборудования в Европу – «Таврида электрика», выпускающее вакуумные выключатели.
«Продукция этого предприятия востребована в азиатских странах, они уже работают на этом рынке. Поэтому, думаю, компенсировать потери поставок в Европу им не составит труда, – пояснил «Эксперт Online» Алексей Попов, исполняющий обязанности начальника отдела инвестиций севастопольской городской государственной администрации. - В целом у нас экспорт составляет 100 млн долларов в год, из них примерно 20 млн приходилось на Европу. Другие рынки вполне смогут это компенсировать, пусть и не сразу».
Крымские и cевастопольские предприятия уже получили иммунитет на сокращение экспорта. Больше всего продукции они поставляли на Украину, с которой торгуют сейчас далеко не все по разным причинам.
«В Севастополе объемы экспорта снизились скорее по инфраструктурным причинам, - пояснила «Эксперт Online» Ирина Клочкова, главный редактор «Севастопольской газеты». - С апреля не работала таможня, банки, железная дорога. Некоторые виноделы и в Россию до сих пор не могут возить товар, им не дали акцизные марки. У предприятий первым делом прекратились поставки в Украину по многим причинам. Например, Балаклавское рудоуправление поставляло известняковый щебень для Криворожстали индийского предпринимателя Лакшми Митала, потом перестало – Украина не дает вагоны национализированной крымской железной дороге. В Россию не увезешь, пока нет моста – переправа забита автомобилями».
Севастопольские порты перестали отгружать пшеницу на Украину и в другие страны. Почти простаивает судоремонтная верфь, но уже больше по политическим причинам. Многие иностранные компании отказались от ее услуг, боясь испортить отношения с одесским портом. Недавно в порт Одессы не пустили турецкое торговое судно, стаявшее на ремонте в Севастополе.
«Одни простаивающие компании говорили, что у них еще есть запас прочности, чтобы платить зарплату, - говорит Ирина Клочкова. – Но вот Балаклавское рудоуправление намерено сокращать кадры, например».
Впрочем, по словам Алексея Попова, у Балаклавского рудоуправления ожидается сбыт внутри региона.
«Щебень потребуется при строительстве дорог и мостового перехода через Керченский пролив. К тому же они планируют налаживать поставки в Ростовскую область и Краснодарский край, так что об остановке предприятия речь не идет», - говорит Алексей Попов.
По данным Минрегионразвития, в модернизацию транспортной инфраструктуры Крыма и Севастополя будет инвестировано 7 млрд рублей, к строительству дорог приступят уже в этом году.
По словам самих предпринимателей, панических настроений в их среде нет. Как нет и увеличения объявлений о банкротстве. Но многое будет зависеть от слаженной работы органов власти. Крымчане и cевастопольцы ожидали трудности переходного периода. Пока увеличение доходов ощущают в основном работники бюджетной сферы. После присоединения в России из центра поступили серьезные дотации на повышение зарплат. К примеру, учителя в среднем получают не менее 35-40 тысяч, полицейкие со всеми надбавками - 60-65 тысяч.
Чтобы поддерживать такой уровень зарплат, от предприятий требуют налогов. С 1 июля здесь закончился налоговый мораторий. Это при том, что многие компании лишились оборотных средств, пропавших в «Приватбанке» Игоря Коломойского. Так что «просели» далеко не только экспортоориентированные компании. Кредиты брать тоже негде, российские банки не открывают представительства в Крыму. Кроме нескольких региональных из четвертой сотни, которые не занимаются кредитованием юрлиц. При этом, как сообщил нам один из предпринимателей на условиях анонимности, власти Крыма и Севастополя не желают делиться полученными от Москвы субсидиями и выдавать бизнесу дешевые короткие кредиты. Объясняют это тем, что многие компании еще не прошли перерегистрацию, а «украинским» предприятиям российские бюджетные средства давать нельзя. На этом фоне некстати активизировались налоговая инспекция и прокуратура, которые обкладывают предприятия штрафами. Первая за невыплату налогов, вторая – за задержку заработных плат.
Добавляет сложностей и проблема с украинской юрисдикцией. Закон о перерегистрации украинских компаний в Крыму и Севастополе в российскую юрисдикцию начал действовать только 1 июля, а значит предприниматели в лучше случае только до конца года смогут получить российский ИНН.
«Можно было бы снять эти проблемы, если бы правительство согласилось с нашим предложением просто дать им всем статус российских компаний, то есть сначала просто выдать российский ИНН, а потом уже заниматься перерегистрацией, опыта которой нет ни у кого, - говорит Сергей Габестро, член генсовета «Деловой России», генеральный директор Fabrikant.ru. – Но почему-то не пошли на такое исключение из закона».
«Сейчас у предпринимателей Крыма может возникнуть и другая проблема на международном уровне, - говорит Виктория Жданова, старший партнер адвокатского бюро «Инмарин». – Украина две недели назад обратилась в ООН с тем, что она слагает с себя обязательства по обеспечению безопасности портов. Обеспечение такой безопасности - обязательное условия для нахождения в международном реестре судов. Россия на последней апрельской ассамблее ООН не подала заявку на обеспечение безопасности портов, да ее бы скорее всего отклонили при нынешней позиции по Крыму. В итоге вполне вероятно, что крымские порты объявят опасными и тогда иностранные суда будут их обходить».
Представители сиситемообразующей на полуострове туристической отрасли ожидают больше всех снижения доходов, но оптимизма не теряют. В Ассоциации туроператоров России прогнозируют, что в этом сезоне гостиницы Крыма не досчитаются 50% туристов. Замминистра туризма Крыма Ольга Буровая сообщила, что с начала этого года на Крымский полуостров прибыло на 35% меньше туристов, чем за такой же период времени 2013-го. До 30 июня Крым посетили немногим более миллиона отдыхающих. При прежнем среднем потоке туристов в 6 млн человек в прежние годы, в этом ожидают около 3 млн.
«Мы ожидаем сокращение потока туристов наполовину по итогам сезона, - говорит Валентина Мариопольская, председатель Ассоциация малых отелей Крыма. – Конечно, снижение доходов наполовину скажется на том, что будет трудно выплачивать кредиты, которые взяли в начале года на подготовку к сезону. Но в целом настроение такое: хорошо, что еще так. Тем более, поток украинских туристов потом возобновится. Опросы Google на Украине о предпочтительных местах отдыха показали, что Крым на втором месте после Болгарии, значит, большинство постоянных клиентов вернутся, когда окончатся военные действия. Российские туристы проявляют к Крыму намного больший интерес, чем прежде. К тому же сработала неплохо реклама, которую сделали региональные власти Крыму. Так что в следующем году ожидаем увеличения потока туристов больше обычного. Ну а этот год потерпим».
Впрочем, в трудностях переходного периода есть и свои плюсы. Они пробуждают энтузиазм предпринимателей, которые находят все новые способы продвижения продукции и услуг.
«Винный туризм не сократился, а напротив, увеличился. Билеты на экскурсию на наш завода «Новый свет» раскупаются все на каждый день, - сообщила Эксперт Online» Янина Павленко, председатель Крымского бюро виноградарей и виноделов. - Но мы это связываем еще и с активной рекламной компанией, кроме того в этом году стали проводить театрализованные экскурсии. Например, один из сюжетов - из тоннеля выходит «дух» основателя крымского виноделия Льва Голицына и ведет гостей в погреба на дегустацию, рассказывая об истории завода и производстве».
Сдерживающим фактором крымской и севастопольской экономики, в том числе туризма, в значительной мере является недостаток дорог и ограниченная пропускная возможность переправы через Керченский пролив.
Недавно Владимир Путин дал поручение премьер-министру Дмитрию Медведеву принять усиленные меры для обеспечения доступности пассажирских и грузовых перевозок в Крым. Ранее переправу уже усилили дополнительными паромами, вскоре начнется проектирование мостового перехода через Керченский пролив, ввод которого в эксплуатацию решит проблемы сбыта большинства предприятий полуострова. Появились и новые идеи в сфере пассажироперевозок. Министр транспорта РФ Максим Соколов не исключает, что проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) южного направления из Москвы в Адлер может быть продлен до полуострова Крым.
«Действительно, в обновленной транспортной стратегии, утвержденной правительством в июне, есть три основных направления развития высокоскоростного железнодорожного движения: восточное направление - в Екатеринбург, южное - до Адлера и, возможно, мы будем продлевать его в направлении Крыма, и третье - Северо-Западное», - сказал министр и добавил, что Минтранс подготовил свои предложения по финансированию этого проекта в рамках бюджетного процесса на ближайшие три года.
Всего в экономику Республики Крым и города федерального значения Севастополь до 2020 года планируется вложить 620 млрд рублей. Из них 260 млрд будут направлены уже в 2014-2015 годах. По словам главы Министерства регионального развития РФ Игоря Слюняева, программа развития региона в целом готова. Намечен комплекс мероприятий и подготовлен список объектов, подлежащих реконструкции или строительству.
Помощник президента РФ Андрей Белоусов считает, что Крым сможет выйти на самоокупаемость уже через два-три года. По его расчетам, дефицит бюджета полуострова в 10 трлн гривен был создан искусственно, из-за того, что до присоединения к России все крупнейшие налогоплательщики Крыма и Севастополя платили налоги в Киеве.
\ Александр Лабыкин