(время московское)
+7 (495) 109-75-75 Заказать звонок
Домой Написать письмо Распечатать
На главную Электронная торговая площадка
Войти
Регистрация
 
Свернуть меню

Фабрикант в СМИ


Московские новости 10 июля 2013 г.

Всех не пересадите

Фото с сайта © РИА Новости. Илья Питалев


Предложение Алексея Навального запретить чиновникам покупать машины дороже 1,5 млн рублей вряд ли жизнеспособно, считают опрошенные «МН» эксперты: чиновники найдут способы обойти подобный закон. А координатор «РосПила» уверен, что, если за закупками будут следить не только общественники, но контролирующие органы, запрет окажется действенным.




Иван Бегтин, директор некоммерческого партнерства «Информационная культура»

— Инициатива, честно говоря, выглядит довольно слабой, даже если предположить, что проект разработан из полезных соображений, а не только ради политического пиара. Основная проблема в том, что в законопроекте указана неиндексируемая сумма. А если завтра инфляция и цены вырастут в 2 раза? Более корректным было бы нормирование не по цене авто, а по техническим показателям, таким как, например, мощность двигателя. Цена бронированных автомобилей, как правило, выше 1,5 млн руб., так что подвести под этот закон машины губернаторов не получится при всем желании. Если Госдума примет предложение Навального, его инициатива, скорее всего, будет сильно изменена в ходе думских чтений, а собранные 100 тыс. подписей депутаты используют, чтобы легитимизировать собственные предложения.

Что касается способов обойти запрет, их у чиновников достаточно. Первый — разбивать контракт на две части — на покупку за 1 млн руб. автомобиля, который по факту в разы дороже положенной суммы, и на его техобслуживание на 4 млн руб. Суммарно такой контракт может достигать хоть 10 млн руб., при этом реальная стоимость автомобиля будет оформлена как услуги по его ремонту.

Второй способ — организовать единую структуру управления автопарком чиновников. В США, например, есть практика централизованного управления автомобилями госслужащих с общим реестром и системой учета. Главное — вывести единый автопарк из-под действия закона о госзакупках, что не составит большого труда. Передать такой гараж можно, например, в ведение Управления делами президента или создать для этого отдельный ФГУП.

Инициатива Алексея Навального

Проект закона, который предложил оппозиционер Алексей Навальный, утром 10 июля набрал более 100 тысяч подписей на сайте «Российская общественная инициатива» (РОИ). Теперь его должен рассмотреть парламент:- указ о том, что инициативы с таким уровнем поддержки должны обязательно поступать в парламент, весной 2012 года подписал Владимир Путин. Инициатива Навального появилась на сайте 5 апреля и стала первой из получивших нужное количество подписей.

Проект предлагает изменения в закон о госзаказе и запрещает госструктурам и коммерческим компаниям с государственным участием размещать заказы на покупку и аренду автомобилей, стоимость которых превышает 1,5 млн руб. Право на приобретение машины дороже этой суммы может дать только правительство РФ в порядке исключения, если заказчик сможет обосновать, зачем ему понадобился дорогой автомобиль.

Осенью 2011 года Госдума уже рассматривала разработанный Навальным проект о запрете на покупку дорогих машин. Его внесли в парламент депутаты от оппозиционных думских фракций — «Справедливой России» и КПРФ. Тогда Навальный предлагал ограничить цену машин для чиновников 2 млн рублей. Коммунисты тогда представили свою редакцию закона, где чиновникам запрещалось покупать машины дороже 1 млн. Тогда оба проекта парламент отклонил. 5 июля 2013 года «Единая Россия» внесла в Госдуму предложение установить для закупок машин за государственный счет планку 3 млн.

Сергей Габестро, генеральный директор Fabrikant.ru, генеральный директор «Национальной ассоциации институтов закупок»

— При установлении таких ограничений отталкиваться нужно не от цены автомобиля, а от стоимости его жизненного цикла. Можно купить машину за 2 млн, при этом ее ремонт обойдется в будущем дешевле, чем ремонт автомобиля, приобретенного за 1,3 млн. Если двухлетнее обслуживание дорогой машины дешевле, то выгоднее купить машину подороже.

Вместо того чтобы вводить ценовые ограничения, нужно разработать систему контроля, которая при формировании плана закупок позволит выяснить, нужен ли вообще автомобиль этому конкретному чиновнику или можно обойтись. Сейчас, установив максимальную цену, мы только подтолкнем тех госслужащих, которые раньше ездили на машинах за 500–600 тыс. руб., к приобретению себе за счет государства автомобиля подороже, чтобы приблизиться к верхней границе.

Мне кажется, допустимая стоимость автомобиля должна зависеть от ранга чиновника и ведомства, в котором он работает. Глава МИДа, например, должен иметь возможность посадить иностранного премьер-министра в автомобиль, соответствующий международным стандартам.

Виктор Травин, президент Коллегии правовой защиты автомобилистов

— Фактически этот запрет спровоцирует выведение процесса покупки машин чиновниками в теневую зону. От такого запрета ни один чиновник не пересядет на «Жигули» — скорее уж он вообще откажется от госзакупок и будет получать дорогие машины в виде взяток. Чиновник не потратит деньги из бюджета напрямую, зато окажет услугу какому-нибудь бизнесмену, и от этого пострадают интересы граждан. Желающих «помочь» чиновнику всегда достаточно, просто раньше он мог сам купить себе машину, а теперь не сможет и начнет принимать подарки.

Есть и другие возможности обойти запрет. Например, уже сейчас куча чиновников ездит на машинах, зарегистрированных на сторонние организации. С другой стороны, автосалон может серьезно снизить для чиновника продажную цену автомобиля, проведя, например, машину как подержанную. Там найдут множество способов, чтобы продать автомобиль дешевле, но опять же потребуют от госслужащего ответной услуги.

Константин Калмыков, координатор проекта «РосПил», работал над законопроектом

— Назначая цену в 1,5 млн руб., мы исходили из своего опыта. Естественно, мы посмотрели динамику цен за последние несколько лет. Нет оснований предполагать, что в скором времени цены на автомобили резко вырастут. Если же завтра случится обвал рынка, потребуются системные меры, и не только в отношении нашей инициативы.

Что касается назначенной максимальной стоимости машин, мы не стали пытаться высчитывать какую-то формулу, а ориентировались на собственные наблюдения. У каждого чиновника есть функции, которые он выполняет, и машина должна помогать ему справляться с обязанностями, но не более того. Мы предложили в качестве максимальной такую сумму, которая позволит госслужащим покупать нормальные автомобили без излишней роскоши. Если правительство сможет рассчитать такую объективную формулу и ее обосновать, мы как общественная организация с ней согласимся.

Что касается стоимости техобслуживания, которая у дорогого автомобиля может быть меньше, чем у дешевого, мы сразу же увидим, если какое-то учреждение будет размещать запредельные заказы на ремонт. В этом случае мы как общественная организация сможем принять меры. К тому же мы не предлагаем срочно пересадить всех чиновников на «Жигули», которые будут ломаться каждый день, — за 1,5 млн руб. вполне можно купить надежный автомобиль.

Если чиновник попытается записать реальную стоимость дорогого автомобиля как техобслуживание, мы точно так же сможем отследить махинацию. Важно понимать, что лазейки, которые позволяют чиновникам хитрить с госзакупками, существуют и сейчас. Установив потолок в 1,5 млн руб. мы просто ограничили для госслужащих сумму, в которую по закону они должны будут уложиться. Мы осознаем, что наша инициатива заработает только при комплексном подходе и если контролирующие органы будут выполнять свою работу.

// Василий Колотилов, Александра Ильина


Ссылка на оригинал публикации  http://mn.ru/society_civil/20130710/351141436.html

<< Вернуться к списку публикаций