(время московское)
+7 (495) 109-75-75 Заказать звонок
Домой Написать письмо Распечатать
На главную Электронная торговая площадка
Войти
Регистрация
 
Свернуть меню

Фабрикант в СМИ


Эксперт Online 1 марта 2013 г.

Конкуренция или штраф

Фото с сайта www.expert.ru

«Нужно двигаться к существенному ужесточению 223-го закона (о закупках госкомпаний), – заявил Игорь Артемьев, посетовав на несоблюдение закона. – Я предлагаю ввести большие штрафы для самих корпораций. Считаю, что они должны быть не меньше 5 млн рублей за однократное нарушение». По его словам, такие штрафы предлагается ввести для компаний с годовым оборотом более 10 млрд рублей. Для менее крупных компаний штрафы могут быть и меньше – например, 100 тыс. рублей. «Если будет десять нарушений подряд, соответственно, штраф составит 50 млн рублей, сто нарушений – 5 млн умножаем на сто, – пояснил Артемьев. – Я думаю, и этого мало».

Напомним, что федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» должен был повысить эффективность закупок госкомпаний, имеющих экономические возможности перекладывать повышенные издержки на потребителей. Он вступил в силу 1 января 2012 года.

Одним из проявлений низкой эффективности производства выступала организация закупок, страдающая от отсутствия конкуренции, в том числе из-за коррупции. Высокие цены закупок транслировались в более высокие затраты и в конечном счете перекладывались на покупателей. В связи с этим стратегической целью разработки 223-ФЗ служило именно снижение коррупции и повышение прозрачности закупок в компаниях-монополистах, подлежащих тарифному регулированию на основе принципа «издержки плюс», который позволял им перекладывать бремя высоких цен закупаемой продукции на потребителей.

Участники рынка инициативу ФАС восприняли без энтузиазма. Они предупреждали об увеличении своих издержек, затягивании процедур закупок, коррупции. Четыре госкомпании – Сбербанк, «Роснефть», «Газпромнефть» и ВТБ – направили письмо президенту, в котором просили смягчить условия применения закона.

В итоге требования закона вступали в силу поэтапно вплоть до января 2013 года. Он всего лишь требует опубликовать утвержденные самой компанией правила закупок и следовать им, объяснял Артемьев.

Однако и это госкомпании выполнять не очень хотели. На их защиту вышли и экономисты НИУ ВШЭ, которые провели исследование («Об оценке регулирующего воздействия 223-ФЗ») и пришли к выводу, что заявленных целей закон вряд ли достигнет, но может навредить хозяйственной деятельности компаний, поскольку во многих случаях регулирование таких закупок вообще не имеет смысла. Они привели примеры различных госкомпаний, которые осуществляют закупки по ценам не выше, а порой даже ниже рыночных и к тому же без особого регулирования. Например, стоимость строительно-монтажных работ в «Газпром нефти» ниже, чем в других компаниях сектора.

«Увеличение размеров штрафов может привести к увеличению коррупции в контролирующих органах», – считает гендиректор Fabrikant.ru Сергей Габестро.

Чтобы наказание было адекватно нарушению и менее коррупционно, необходимо четко определить нормы санкций в законе. А так получится то же самое, что и с госзакупками, основная проблема которых заключается в отсутствии глубокого эмпирического анализа данных. Каждая компания и каждый заказ – отдельная история, не проанализировав которую во всех нюансах невозможно делать выводы о правомерности тех или иных действий.

// Екатерина Шохина


Ссылка на оригинал публикации  http://expert.ru/2013/03/1/konkurentsiya-ili-shtraf/?ny

<< Вернуться к списку публикаций