(время московское)
+7 (495) 109-75-75 Заказать звонок
Домой Написать письмо Распечатать
На главную Электронная торговая площадка
Войти
Регистрация
 
Свернуть меню

Фабрикант в СМИ


Московские торги 22 января 2013 г.

В настоящий момент в России борьба с коррупцией не ограничивается отдельными эпизодами

Фото с сайта 

В настоящий момент в России борьба с коррупцией не ограничивается отдельными эпизодами. Каковы перспективы антикоррупционной деятельности в сфере госзакупок в 2013-м году? – С таким вопросом редакция журнала "Московские торги" обратилась к экспертам:

Сергей Габестро, генеральный директор Национальной ассоциации институтов закупок, совладелец торгового портала Fabrikant.ru:

- Есть известная формула: 10% людей будет воровать всегда, 10% — никогда, а 80% — в зависимости от обстоятельств. Проблема в том, что 94-ФЗ построил в нашей стране совершенно неэффективную систему госзаказа, породил огромное количество коррумпированных чиновников и мошеннических схем.

При этом мы теряем даже не на самом воровстве, а на бесхозяйственности, на отсутствии планирования, правильного подхода. 94-й закон совершенно дезориентировал всех, кто участвует в закупочной деятельности. Он концентрируется на правильности проведения процедуры – с этой точки зрения, если кто-то купил золотой унитаз самого высокого качества по очень хорошей рыночной цене, то он – герой. А что именно и зачем покупается, не имеет никакого значения. Мы в НАИЗ регулярно проводим мониторинг госзакупок с начальной ценой контракта более 1 млрд руб. и видим, что более половины сверхдорогих закупок проводятся с нарушениями законодательства, с ограничениями  конкуренции.

94-й закон вытолкнул из отрасли практически всех эффективных и добросовестных менеджеров. А тем, кто остался, приходится работать не благодаря системе, а вопреки ей. Сама по себе она не предназначена для борьбы с коррупцией.

Очень важно, чтобы в процессе реформирования системы госзаказа было учтено мнение всех участников рынка. Необходимо сформировать закупочную отрасль по законам логики, на основе общественных дискуссий и передового опыта. Важнейшим фактором антикоррупционной деятельности является общественный и экспертный контроль.

Сейчас этот процесс сдвинулся с мертвой точки. Представители власти пытаются не просто вести диалог с экспертами, но и предпринимать активные действия для интенсификации общественного и экспертного контроля.

На наш взгляд, перспективы антикоррупционных мер связаны, прежде всего, с созданием таких условий, при которых люди могли бы не воровать. Добросовестные менеджеры в отрасли уже есть – пока немного, но мы видим, что постепенно их становится все больше. Их нужно растить, на них нужно опираться.

Кирилл Кузнецов, Председатель комитета НАИЗ по безопасности закупочной деятельности и противодействию коррупции, Генеральный директор центра эффективных закупок «Тендеры.ру»:

- Коррупцию следует разделять как минимум на два уровня – коррупция в высших эшелонах власти и бизнеса, и коррупция среди непосредственных исполнителей среднего и низового звена. Как правило, в борьбе с коррупцией, основное внимание уделяется второму ее уровню, наиболее широкому по числу вовлеченных участников, но на порядки более скромному, в части финансовой емкости.  Однако в последнее время ситуация несколько меняется, чему свидетельством являются, например, недавние отставки и расследования в ряде ведомств, в первую очередь – Министерстве обороны.

Если это, действительно, развитие курса на снижение коррупции, а не следствие борьбы между властными группировками, можно ожидать не менее серьезных расследований и, как следствие, улучшение ситуации в целом.  Однако, пока мы оцениваем происходящее в этой сфере со сдержанным оптимизмом, учитывая, что многие случаи, которые выявляются сегодня, не являются чем-то новым.

В 2013 году будет активно развиваться общественный контроль за закупками – его роль неизменно возрастает. Он заложен в концепцию реформирования закупочного законодательства, в том числе – в законопроект о федеральной контрактной системе (ФКС).  Причем при переходе к новым правилам закупки задачу построения си системы такого контроля необходимо решить в кротчайшие сроки, так как ФКС предполагает высокий уровень свободы в принятии решении специалистами по закупкам, а значит возрастают и коррупционные риски.

Данное направление для Национальной ассоциации институтов закупок входит в число приоритетных.  Предполагается продолжение работы по мониторингу крупных закупок, в ближайшее время мы готовим обзор основных коррупционных уязвимостей процедур закупок и ряд других проектов.


Ссылка на оригинал публикации  http://boi-mt.ru/news/11188

<< Вернуться к списку публикаций