(время московское)
+7 (495) 109-75-75 Заказать звонок
Домой Написать письмо Распечатать
На главную Электронная торговая площадка
Войти
Регистрация
 
Свернуть меню

Фабрикант в СМИ


Мнения.ру 14 ноября 2012 г.

Сверхдорогие госзакупки признали неэффективными

Фото с сайта ИТАР-ТАСС

Эксперты Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ) подсчитали, что из 200 с лишним тендеров на общую сумму  586 млрд рублей только меньшую часть можно назвать полностью прозрачными. Разница между максимальной ценой госконтракта и «конкурентным» предложением зачастую менее 1%. Основная причина — в конкурсной документации, «заточенной» под конкретного поставщика.

Собранная статистика показывает крайнюю неэффективность применяемых в соответствии с законом «О госзакупках» способов размещения сверхкрупных заказов. Так, к действительно конкурентным можно отнести менее половины закупок, говорят эксперты. Большая часть госконтрактов заключена с единственным поставщиком (57% на общую сумму 349,6 млрд руб.) фактически по начальной (максимальной) цене. Стоимость товаров или услуг в процессе торгов уменьшалась лишь на 0,75%, в то время как конкурентные закупки в среднем дают снижение в 9,41%.

В исследовании приводятся примеры. Так, Министерство промышленности и энергетики Чечни провело тендер на разработку проектной документации, эскиза завода и проведение инженерно-геологических изысканий. Работы должны быть выполнены до 31 декабря текущего года, а срок подведения итогов торгов был назначен на 5 ноября. В НАИЗ отмечают, что подать предложение на этот тендер имела возможность только компания, которая заранее знала о нем.

Причины сложившейся ситуации лежат в недостатках действующей системы размещения госзаказа, позволяющей бесконтрольно ограничивать конкуренцию на уровне закупочной документации при проведении процедур (иногда не нарушая норм закона) и при отсутствии действенного контроля со стороны госорганов и общественных организаций, говорится в пресс-релизе НАИЗ. Закупки у единственного участника через несостоявшиеся конкурентные процедуры являются инструментом придачи легитимности контрактам с высокой стоимостью при отсутствии рыночно обоснованной цены.

Минэкономразвития по поручению Владимира Путина организовало общественное обсуждение сверхдорогих контрактов. Однако его нельзя назвать успешным, пишет «РБК daily». На 73 госзакупки, стоимость каждой из которых превышала 1 млрд рублей, не пришло ни одного отзыва. Министерство таким результатом оказалось недовольно и уже разослало четыре письма в крупнейшие предпринимательские организации — РСПП, ТПП, «Деловую Россию» и «ОПОРА России» — с просьбой обратить внимание на этот инструмент.

Директор департамента развития ФКС Минэкономразвития Кирилл Степанов отметил, что бизнес-организации, а также НАИЗ уже откликнулись на просьбу министерства и с энтузиазмом подключились к работе. Кроме того, качество общественного контроля постоянно повышается: растет посещаемость раздела и улучшается эффективность предложений пользователей по той или иной сверхдорогой госзакупке.

Мнения.ру спрашивают у экспертов, какие существуют способы сделать систему госзакупок более эффективной и прозрачной?

Сергей Габестро, генеральный директор торгового портала Fabrikant.ru

Одна из ключевых проблем сегодняшней системы госзакупок состоит в том, что заказчики ориентированы не на достижение цели, а на соблюдение формальных процедур. Они следят не за тем, для чего проводится закупка и чего достигает организация благодаря ей, а за тем, как она эту закупку проводит.

На мой взгляд, стремление задать жесткие параметры и процедуры для заказчиков — это мера, которая в нашей ситуации перестает работать. Выход прост — нужно взращивать культуру в отрасли. Давать заказчикам и участникам определенную свободу в плане выбора той или иной процедуры закупки — по форме, по типу. Нужно стимулировать заказчиков, которые проводят более открытые процедуры конкурентным образом, — вот основной принцип  для того, чтобы выдавливать из отрасли недобросовестных заказчиков и растить профессионалов.

Очевидно, что формирование культуры — это длительный процесс, поэтому в ближайшем будущем сделать всю систему госзакупок эффективной вряд ли возможно. Однако со временем все возможно — нужно работать.


Ссылка на оригинал публикации  http://mnenia.ru/rubric/finance/sverhdorogie-goszakupki-priznali-neeffektivnymi/

<< Вернуться к списку публикаций