|
|
Фото с сайта www.kz.all.biz
|
Официальный тендер – это своего рода конкурс, который организовывает покупатель каких-либо товаров, работ или услуг. Клиент объявляет о своём намерении потратить определённую сумму на какие-то виды работ, услуг или на закупку того или иного товара.
Клиент открыто приглашает к участию в тендере все предприятия, соответствующие устанавливаемым покупателем требованиям. Предприятия-поставщики, с учётом выставленных клиентом условий, делают свои ценовые предложения. В запечатанных и опечатанных конвертах эти предложения отправляются потенциальному клиенту.
Вскрытие конвертов и выбор поставщика происходит в день торгов, когда съезжаются все участники тендера, в присутствии участников торгов. Предпочтение отдаётся тому поставщику, чьи предложения более всего заинтересуют клиента.
Тендеры часто проводят бюджетные организации – это требование инструкции. Вот поэтому иногда и приходится некоторым бюджетникам изыскивать способы провести тендер так, чтобы выиграла в нём «нужная» фирма. Так бывают ли на самом деле честные тендеры?
Согласно выводам аудиторов Счётной палаты, проверившей систему госзакупок для нужд государственных и муниципальных учреждений за период 2006-2011 годов, по состоянию на конец первого квартала 2011 года, механизм госзакупок в нашей стране практически оставался несовершенным и малоэффективным. В последние несколько лет в этой сфере произошло резкое снижение показателя конкуренции, а эффективность расходования бюджетных средств не превышает 40%.
Принятый 21 июля 2005 года федеральный закон N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» призван урегулировать данную сферу деятельности.
По оценкам международных институтов, в России действует малопродуктивная система закупок для госнужд. По методике расчётов Всемирного банка, показатель эффективности госзакупок в России не превышает 0,4 при норме 1,0.
Одной из главных причин низкого показателя эффективности госзакупок в России является то, что приоритетными стали закупки простых продуктов по минимальным ценам, что приводит к вынужденному дроблению закупок сложной продукции и, как следствие, к ослаблению ответственности за конечный результат.
Счётная палата и по другим вопросам сделала неутешительные выводы: «Отсутствие системы льгот и преференций для производителей продукции, работ и услуг для госнужд не стимулирует развитие бизнеса в секторе государственного рынка».
За последние три года число недобросовестных поставщиков увеличилось в три раза. На сегодняшний день в «чёрный список» официального сайта госзакупок включено 4854 предприятия и организации. По словам главы контрольного управления администрации президента России Константина Чуйченко, при госзакупках разворовывается, в среднем, около 1 трлн рублей в год.
Другие эксперты считают, что реальная ситуация ещё хуже, чем представленная Счётной палатой. Так, Сергей Габестро, председатель совета директоров Торговой системы «Фабрикант», уверен, что эффективность госзакупок на уровне 40% – явно завышенная оценка. По его мнению, федеральный закон N 94-ФЗ – это своеобразная кормушка для Федеральной антимонопольной службы, предоставляющая ведомству неограниченные полномочия.
Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа ФБК, считает, что прямым следствием низкой отдачи госинвестиций является неустойчивость экономики и социальные проблемы в стране. Похоже, что в России честные тендеры пока что являются мифом.