|
|
Фото с сайта www.GettyOne.com
|
Ежегодно на госзаказах министерств и ведомств казна теряет 1 триллион рублей.
Правительство намерено изменить систему госзакупок. Для начала были определены правила оценки заявок на участие в тендерах, которые, как полагают чиновники, позволят избавиться от субъективного подхода. Но уже в следующем году вся система может быть радикально реформирована. Сейчас ведется разработка концепции системы, которая регламентирует весь цикл процесса госзакупок.
Эксперты полагают, что шаги предпринимаются, безусловно, в верном направлении.Однако ничего в корне не изменится, пока не будет персональной ответственности чиновников, устраивающих тендеры. А об этом речь, к сожалению, не ведется.
Благодаря размещению заявок о госзаказах в открытом доступе в Интернете простые граждане смогли узнать много нового о жизни и быте российских чиновников. Редкий месяц обходится без громких скандалов относительно того или иного контракта государственных учреждений. Из последнего: заявка на проведение новогоднего мероприятия в Высшем арбитражном суде. На организацию "корпоратива" ВАС выделяет 1, 5 млн. рублей. В документе четко сформулированы судейские музыкальные предпочтения. На своем празднике они пожелали увидеть одну из групп - "Аракс", "Браво", "Город 312", "Корни", "Сплин". Помимо этого требуется сольный исполнитель - Лариса Долина, Александр Серов, Алексей Глызин, Александр Буйнов, Тамара Гверяштели (так написано в заявке), Зара. Далее перечисляются артисты театра и кино: Сергей Колесников, Александр Ширвинти (опять же сохраняем авторскую орфографию), Дмитрий Певцов и Анна Большова. Завершают программу исполнители фольклорного жанра: Надежда Кадышева, Надежда Бабкина и Пелагея. Для разбавления звезд сгодится любой танцевальный коллектив, конферансье (не менее двух). Чтобы подчеркнуть торжественность события, нужно украсить здание ВАС
елками, шарами и транспарантами с поздравлениями. Бюджет закупок Генпрокуратурой представительских автомобилей сократился в семь раз. Для рядового налогоплательщика тяга судей к прекрасному может показаться неумеренной, но само появление подобной заявки в Сети свидетельствует о значительном прогрессе. Кто и где плясал и, главное, сколько за это пришлось заплатить, раньше не афишировалось. Более того, в указанной заявке судьи оставили варианты для маневра, а не состряпали бумажку под конкретного заказчика. Открытость тендеров уже дала конкретные результаты. Так, в августе, после скандала в прессе о закупке Генпрокуратурой представительских автомобилей для руководителей ведомства, оно вынуждено было поумерить свои аппетиты. Бюджет сократили с 21, 6 до 3, 7 млн. рублей. При этом в обновленной заявке остался премиальный BMW 740 Li 2009 года выпуска, цвета черный сапфир, с кожаным салоном Dakota, "развлекательной системой для задних пассажиров" и двигателем мощностью 326 лошадиных сил.
С формированием конкурсных заявок под конкретного исполнителя власти надеются бороться путем определения четких параметров. Начиная с этого месяца все присланные заявки будут оцениваться исходя из следующих параметров: цена товара, его функциональные характеристики, расходы на эксплуатацию и техобслуживание, сроки выполнения работ по установке и длительность гарантийного срока. Такжепрописан набор параметров и для оценки качества услуги. По всем этим пунктам выставляются оценки в баллах и значимость каждого из них. Новая концепция определяет условия работы по госзаказу. Закон и ранее давал описание этих критериев, но, как ими пользоваться, не уточнялось. "Это приводило к огромному количеству нарушений - до 40% жалоб участников на неравные условия торгов связано именно с нерегламентированной процедурой оценки заявок", - говорит начальник управления контроля размещения госзаказа Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Михаил Евраев. Новая система, как полагают в Антимонопольной службе, исключит субъективный подход при отборе победителя и позволит экономить ежегодно до 1 трлн. рублей бюджетных средств. Учитывая, что в 2009 году объем госзаказа превышал 4 трлн., выходит, что сейчас "теряется" порядка четверти всех средств.
"Сам по себе документ, конечно, не убивает коррупцию на корню, он делает ситуацию более понятной, прозрачной, устанавливает методологию и определяет условия работы по госзаказу, - комментирует председатель совета директоров Межотраслевой торговой системы "Фабрикант" Сергей Габестро, - На мой взгляд, нарушения все равно будут, так как постановление дает на выбор два критерия, по которым должны оцениваться заявки участников. Если организатор торгов заинтересован в проведении честных торгов без подтасовок, то он выберет объективные критерии, по которым оценит заявки. Однако в случае торгов по сговору заказчик может выбрать те условия, благодаря которым заявку можно рассмотреть субъективно".
Как рассказывает Габестро, в настоящее время отдельные компании могут выигрыватьконкурсы на проведение исследовательских работ за счет демпинга. А потом совсемне факт, что они окажутся способными справиться с задачей. По новым правилам,значимость параметра "цена" при определении победителя не может превышать 35%.Стало быть, компании вынуждены будут предложить что-то еще, кроме низкой стоимости работ.
Следить за эффективностью расходования средств будет Минэкономразвития.В перспективе контроль за госзакупками намерены ужесточить. "До конца года Минэкономразвития внесет в правительство концепцию федеральной контрактной системы (ФКС), которая должна регламентировать весь цикл госзакупок", - заявила советник министра экономического развития Ольга Анчишкина, возглавляющая рабочую группу по разработке документа. ФКС должна охватить всю цепочку контрактования: планирование, размещение, реализацию, мониторинг, приемку результатов и контроль исполнения.
Сейчас государственные контракты отслеживает сразу несколько ведомств. И все происходит, как в поговорке о семи няньках. Так, Федеральное казначейство регистрирует их в реестре, Федеральная антимонопольная служба следит, чтобы не было нарушений при размещении заявки и т. п. Эксперты отмечают, что закон о госзакупках действительно повысил прозрачность процесса при размещении заказа. Что творится потом - темная история. Остается неясным, насколько оправданы планы ведомств по госзакупкам, как идет реализация контрактов, как достигаются результаты и достигаются ли они вообще. Следить за тем, насколько эффективно расходуются государственные средства, как предполагается, будет Минэкономразвития.
По мнению экспертов, шаги предпринимаются правильные, но добиться полной прозрачности торгов можно будет только в случае введения реальной ответственности чиновников. "Коррупционная система очень быстро подстраивается,- говорит председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов,- Мы требовали, чтобы были сайты госзакупок, четкое понимание требований и прозрачность ведения тендеров. И сейчас мы видим, как эта система "отыгрывается".Так, в конкурсной документации указываются параметры, под которые подпадает товар только одного производителя. Для соблюдения формальности ставится приписка "или аналоги", хотя таковых в природе не существует. Или же информация размещается в сроки, за которые невозможно составить конкурсную документацию. Бывают и более хитрые механизмы, такие как замена букв кириллицы на латиницу, поэтому отыскать в Интернете такую заявку становится проблематично. На эти манипуляции обратил внимание и президент Дмитрий Медведев, после чего проблемой прозрачности тендеров озаботилась Генпрокуратура. По словам Кабанова, государственные контракты сейчас формируют львиную долю рынка "откатов", который на данный момент, по мнению экспертов, оценивается в 300 млрд. долларов. Поэтому любые нововведения встречают противодействие еще на самом начальном этапе. Справиться с этим могло бы введение персональной ответственности чиновников, формирующих заявки.
Помимо этого, по мнению Кабанова, требуется, чтобы в случае доказанности монополизации заявки предприниматели, проигравшие на подобных псевдоконкурсах, могли подать иск о возмещении ущерба. "Когда чиновник судится с гражданином, это одна история. Суд с крупной компанией, тем более в публичном поле, совсем другое дело. Повышение ответственности приведет к уменьшению коррупционной составляющей", - полагает Кабанов. Но реально сейчас идет работа лишь по усовершенствованию технической составляющей проведения тендеров. Как и прежде, остается неясным, кто и как будет отвечать за нарушения. Нет у чиновников и мотивации для экономии государственных средств. А это значит, что все останется по-прежнему. Просто придется изобретать новые схемы для существования в новых условиях.