|
|
Фото с сайта
|
Минэкономразвития по поручению президента подготовило концепцию общественного обсуждения государственных закупок от 1 млрд рублей. Представители министерства, Торгово-промышленной палаты и общественных организаций обсудили плюсы и минусы нового механизма контроля, предложив свои поправки.
Минэкономразвития по поручению президента РФ разработало концепцию общественного обсуждения государственных закупок. Контроль за госзакупками в крупных масштабах (от 1 млрд рублей) подразумевает трёхступенчатую структуру.
На первом этапе проходит регистрация всех желающих поучаствовать в дискуссии по конкретному заказу на официальном сайте госзакупок. В обсуждении могут принять участие как общественные организации и эксперты, так и простые граждане.
Все замечания и комментарии по рассматриваемому заказу обрабатываются заказчиком, последний дает ответы на все имеющиеся вопросы, замечания и пожелания.
Каждый контракт рассматривается, исходя из трёх основных положений - целесообразности закупки, её начальной цены и законности конкурсной документации.
На втором этапе процедуры к общественному контролю подключается государственная структура, оценивающая заказ с экспертной точки зрения. Таким органом выступает Федеральная антимонопольная служба. По итогам её работы составляется сводный протокол, в котором отражены все замечания и нарушения, если таковые имеются.
Третья стадия – открытое очное обсуждение контракта с приглашением всех заинтересованных сторон, начиная от заказчика и исполнителя и заканчивая контролирующими органами, экспертами и представителями от общественности.
В конечном итоге возможны три варианта дальнейшего развития событий: внесение изменений в существующий договор и его дальнейшее размещение в системе госзакупок, продолжение без существенных изменений или отказ от контракта.
Заместитель министра по экономическому развитию Михаил Осеевский отметил, что подобный инструмент общественного контроля не стоит воспринимать как панацею от всех шероховатостей системы, тем не менее, общественный контроль поможет сделать её более прозрачной.
"Более того, мы подготовили проект по созданию отдельного органа, который будет отвечать за сферу госзакупок, но пока трудно говорить, на какой базе он будет создан и каким образом будет функционировать. В любом случае общественный контроль должен дополнять государственный и экспертный, а не замещать их", - подчеркнул замминистра.
Не экспертиза, но контроль
Между тем, у самой Федеральной антимонопольной службы есть некоторые замечания к концепции. В частности, роль ФАС в этой системе представляется ведомству немного иной.
"ФАС - это контролирующий орган, который занимается рассмотрением конкретных жалоб от предпринимателей, общественных организаций или граждан. Антимонопольная служба не должна выносить экспертные заключения по каждому контракту, как предполагается. Этот пункт из концепции стоит исключить", - заявил Firstnews начальник управления ФАС по контролю за размещением государственного заказа Михаил Евраев.
Вместе с тем он позитивно оценил сам подход общественного контроля, заметив, что это станет полной реализацией 94-го федерального закона о контроле за госзакупками и привлечёт более пристальное внимание к крупным контрактам, повысив их эффективность и прозрачность.
В то же время Михаил Евраев скептически отнёсся к идее создания отдельного ведомства, занятого сферой госзакупок, заметив, что пока такой необходимости нет.
От балагана к шапито
Генеральный директор торгового портала Fabrikant.ru, Член генсовета общественной организации "Деловая Россия" Сергей Габестро в целом концепцию одобрил, но высказал ряд пожеланий, которые, по его мнению, отладили бы этот механизм и исключили возможные коррупционные и иные риски.
"Во первых, нужно позаботиться, чтобы ни один крупный контракт не прошёл мимо ФАС и не остался в стороне от обсуждения. Во-вторых, стоит продумать процедуру участия в нем на всех стадиях, чтобы не получилось откровенного балагана или цирка шапито на последнем этапе, когда в самый ответственный момент будут приглашены лояльные люди, не участвовавшие в первых двух этапах", - заметил эксперт.
Кроме того, Сергей Габестро добавил, что для более эффективного функционирования государственной составляющей этого контроля ФАС следует сузить круг подконтрольных субъектов - количественно или качественно.
"Чем заниматься ловлей блох, лучше ограничить круг структур, к примеру, до 500 компаний или рассматривать только крупные контракты свыше определённого порога", - отметил представитель "Деловой России".
Он также высказал идею, что результаты таких проверок должны быть реальными и в случае выявления нарушений или причинения ущерба государству необходимо через суд добиваться возмещения убытков. Таким образом, те же общественные организации и привлечённые для экспертизы эксперты будут получать вознаграждение за свою работу, а государство получит часть средств, потерянных из-за недобросовестных заказчиков.
В руки Счётной палаты
В свою очередь, гендиректор компании OpenGovData.ru (некоммерческий проект, посвящённый доступности информации, раскрываемой государством для его граждан) Иван Бегтин полагает, что сам по себе общественный контроль ничего изменить не в состоянии и нужна комплексная программа.
В частности, он предлагает передать полномочия контролирующих органов от исполнительной к другим ветвям власти.
"У нас помимо общественного должны работать и парламентский, и государственный контроль. Я считаю, что контроль за госзакупками вообще должен перейти в руки Счётной палаты и Арбитражного суда, а исполнительная власть пусть занимается исключительно регулированием системы", - подчеркнул Иван Бегтин.
При этом эксперт предложил перенять зарубежный опыт общественных делегатов, который хорошо зарекомендовал себя в Мексике. Там общественность представляют лидеры мнения, эксперты в разных областях.
Они имеют доступ ко всем процедурам государственного заказа, начиная от тендеров и конкурсов и заканчивая переговорами между заказчиком и исполнителем. Они же отчитываются перед парламентом и общественностью о выявленных нарушениях. Однако эта идея была воспринята всеми остальными со скепсисом.
Эксперт превыше мнения
Замдиректора департамента экономической безопасности предпринимательства Торгово-промышленной палаты России Олег Сиваков полагает, что система государственного заказа и госзакупок нуждается не столько в общественном контроле, сколько в качественной экспертизе.
"Нужна не только независимая и компетентная экспертная база, но и критерии, по которым можно будет оценивать каждый конкретный контракт. Рано или поздно у нас появятся стандарты для чиновников и ведомств, на которые мы сможем опираться", - подчеркнул он.
При этом эксперт считает, что без сбалансированности всех видов контроля и качественной экспертизы добиться положительного результата в данном вопросе будет сложно.
Общественность берёт огонь на себя
Представитель общественного антикоррупционного движения "Роспил" Любовь Соболь в своём выступлении заметила, что данная концепция - только первый шаг на пути к полноценному контролю.
"У нас масса государственных органов с очень широким кругом полномочий, занимающихся этой проблематикой. Однако все они показали свою несостоятельность. В этих условиях функции контролёра должно взять на себя общество", - отметила она.
Среди предложений "Роспила" - сдвинуть сроки общественного обсуждения на более ранние стадии проработки контрактов, чтобы контролировать их на уровне смет и проектов. Также организация настаивает на независимой оценке каждого из контрактов с возможностью в будущем обжаловать это заключение, если у кого-то возникнут сомнения в его объективности.
В заключение беседы Михаил Осеевский дал понять, что эта дискуссия - не последняя и концепция будет дорабатываться и уточняться с учётом поступающих замечаний и предложений.
// Дмитрий Ключевский