|
|
Фото с сайта ria.ru
|
Эксперты Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ) обвинили ФАС в неумении работать с законодательством, на страже которого должна стоять служба. Согласно мониторингу НАИЗ закупки в ведомстве Игоря Артемьева осуществляются с нарушениями действующего госзакупочного законодательства (94-ФЗ). В ФАС такую оценку называют смешной и непрофессиональной и считают такие выводы черным пиаром.
Согласно мониторингу НАИЗ ФАС, в чьи обязанности входит защита конкурентной среды (в частности, в сфере госзаказа), осуществляет собственные закупки неэффективно. Проведя выборочный анализ закупок службы за последние полгода, эксперты пришли к выводу, что действия ФАС в сфере госзакупок можно уложить в формулу «сапожник без сапог»: реальная закупочная практика антимонопольщиков не соответствует «той роли закупочного арбитра, контролера и даже законодателя, на которую претендует и за которую борется служба».
В частности, ведомство Игоря Артемьева нарушило нормы 94-ФЗ, разместив заказ без обоснования начальной цены. Кроме того, доля закупок у единственного источника в ФАС оказалась очень высока. Из выборки в 12 закупок на сумму 79,6 млн руб. половина (на 55,7 млн руб.) прошла в режиме одной заявки, соответственно, контракты были заключены по начальной цене.
К обоснованию цен собственных закупок ФАС, по мнению экспертов, подходит также «небрежно и формально»: устанавливает стоимость контракта, опираясь на предложения неизвестных компаний, не указывая их ИНН и КПП. «В собственных ведомственных закупках ФАС пренебрегает интересами развития конкуренции и игнорирует апробированные конкурентные технологии», — делают вывод в НАИЗ, называя ФАС главным претендентом на победу в номинации «Самые плохие закупочные практики России».
У начальника управления контроля размещения государственного заказа ФАС Михаила Евраева выводы НАИЗ «вызывают лишь улыбку». «Мониторинг сделан на крайне низком профессиональном уровне. К примеру, в соответствии с законодательством заказчик не обязан указывать ни ИНН, ни код КПП», — поясняет он.
В том, что много закупок проводится у единственного поставщика, г-н Евраев нарушений не видит. «В целом по стране количество несостоявшихся торгов составляет 65%, а в ФАС — менее одной трети. Но дело даже не в том, много их или мало, а в том, законны они или нет, — говорит он. — Если НАИЗ найдет закупки с нарушениями, необходимо подавать жалобу. Мы не раз это предлагали, но они ни разу это не сделали».
По мнению начальника управления ФАС, такие выводы — личная вендетта одного из руководителей НАИЗ, владельца торговой площадки «Фабрикант.Ру» Сергея Габестро. «Г-н Габестро проиграл все имеющиеся в России суды против ФАС, включая ВАС и Верховный, и принялся за подобный мониторинг. Мы к этому относимся в пониманием, — иронизирует чиновник. — А вывод по поводу «лидерства» ФАС в каком-то непонятном рейтинге вообще не требует комментария».
«На прошлой неделе НАИЗ отправляла письмо на имя Игоря Артемьева с результатами мониторинга, которое подписали многие эксперты НАИЗ, не только я», — парирует г-н Габестро. По его словам, НАИЗ не будет подавать жалобу, поскольку занимается экспертизами, а не жалобами.
К тому же есть примеры, когда ФАС возбуждала дела по проверке законности соблюдения закона о конкуренции без жалоб, говорит г-н Габестро. «Администрация Веневского района в феврале продала с аукциона 12 га земли, участвовало два субъекта — ООО «Лопатино» и ЧП Ростовцев. Первое победило, но через месяц ФАС по Тульской области возбудила дело против администрации без жалоб», — приводит он пример.
Эксперт по госзакупкам Иван Бегтин считает, что проблема глобальнее: с одной стороны, ФАС регулирует госзаказ, а с другой — выступает объектом регулирования. «НАИЗ поднимает важную тему, но зашла не с той стороны: у ФАС маленький бюджет, в других ведомствах нарушений еще больше», — говорит он.
По мнению эксперта, из-под контроля ФАС нужно вывести все ведомства, которые оказывают влияние на службу, — Счетную палату, Росфинмониторинг, Госдуму, суды. «Если кому контроль и передать, так исполнительной власти. Например, Счетной палате и через договоренности — контрольно-счетным палатам в регионах», — предлагает он.
// Анастасия Литвинова