(время московское)
+7 (495) 109-75-75 Заказать звонок
Домой Написать письмо Распечатать
На главную Электронная торговая площадка
Войти
Регистрация
 
Свернуть меню

Фабрикант в СМИ


Санкт-Петербургские Ведомости 4 апреля 2012 г.

Госзакупки районного масштаба

Фото с сайта gazeta.ru

До 1 апреля 2012 года компании с государственным участием должны были разместить на своих интернет-сайтах собственные «положения» о закупках и собственно план закупок на текущий год. Тем, кто это не сделал, придется работать по старому многострадальному закону о госзакупках № 94-ФЗ. Об этом документе (в который, к слову, только что внесли очередные изменения) участники рынка отзываются не очень лестно.

А между тем Федеральная антимонопольная служба (ФАС) так и не разработала санкции за срыв сроков по размещению информации (эти положения еще предстоит внести в Кодекс об административных правонарушениях). Но сами антимонопольщики говорят, что работа по старому закону фактически и будет главной санкцией.

Больше прозрачности

С 1 января 2012 года вступил в силу новый федеральный закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Он был принят Госдумой летом минувшего года и распространяется на организации, контрольный пакет акций которых (более 50%) принадлежит государству. Соответственно, под его действие подпадают госкорпорации, госкомпании и т. н. естественные монополии, а также всевозможные ГУПы и МУПы. По экспертным оценкам, сегодня в России от 200 до 400 тыс. таких организаций.

Как водится, новый закон направлен на «развитие добросовестной конкуренции, обеспечение прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений». Для улучшения системы закупок в феврале 2012 года создана Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ). В ее рамках специалисты обсуждают, как построить работающую федеральную систему госконтрактов.

По информации министра экономразвития РФ Эльвиры Набиуллиной, объем закупок государственных компаний и естественных монополий в России в 2011 году был близок к 7 трлн рублей. «Закупки компаний с государственным участием, предприятий ЖКХ и естественных монополий сейчас практически не регулируются. В результате только некоторые госкомпании построили собственные эффективные закупочные системы, практика других (а надо сказать, их большинство) часто носит закрытый, иногда даже антирыночный характер», – констатировала госпожа министр.

Считается, что новый закон исправит эту ситуацию. Для обычных граждан изменения должны будут проявиться в том, что услуги ЖКХ станут качественней, а тарифы перестанут неоправданно расти.

Минус даст плюс?

С начала года юристы госкомпаний уже определились с тем, как теоретически работать в рамках нового закона. Практика же, по их ожиданиям, будет наработана в ближайшие полгода. Но уже сейчас представители ГУПов и МУПов жалуются, что и новый закон далек от идеала. Ведь рассчитанный на крупных монополистов закон регулирует и маленькие фирмы, у которых относительно небольшой объем разовых закупок и крохотные отделы снабжения (если таковые вообще имеются).

Генеральный директор торгового портала Fabrikant.ru Сергей Габестро (он же руководит дирекцией НАИЗ) уверен, что большинство крупных компаний и корпораций успеют выполнить требования нового закона. «Однако есть и такие игроки рынка, которые не опубликовали информацию вовремя. Допускаю, что некоторые из этих компаний вообще не осознают себя субъектами нового закона и не знают, какие требования им необходимо выполнять. Сегодня у многих небольших госкомпаний нет даже собственных сайтов. Да, пожалуй, веб-страницы действительно нужны не всем», – считает эксперт.

Представители профессиональных конкурсных площадок рекомендуют «прозевавшим» 1 апреля компаниям следующий алгоритм действий. Для начала нужно внимательно изучить закон № 223 и подготовить своих сотрудников к работе в новом правовом поле. Затем сформировать положение по закупкам и выложить его на своем сайте (заодно его как раз можно и создать). Небольшим компаниям это будет довольно сложно. Но они смогут использовать форму, имеющуюся у крупных игроков рынка (у любой госкорпорации), лишь переделав документы под свою специфику.

Минусы нового законодательства, по мнению экспертов, почувствуют в основном компании, имевшие «архаичные системы закупок». Но есть у нового порядка и плюсы. Так, директор фирмы «ТендерПро» Олег Умрихин отмечает: «Закон устанавливает принципы игры. Не правила, а именно принципы – открытость, равенство участников. При этом он дает большую свободу действий, чтобы каждое предприятие смогло адаптировать свою систему закупок под 223-ФЗ, не нарушая свои бизнес-процессы». То есть компаниям, которые старались создать эффективную систему закупок, ничего особо менять не придется. Пойдет этот документ на пользу также электронным торговым площадкам.

Сергей Габестро напомнил, что, по старому закону 94-ФЗ, возможны только три вида закупочных процедур – электронный аукцион, запрос котировок и конкурс. А это не соотносится с реальными рыночными отношениями, поскольку госкомпания на практике может использовать гораздо больше видов процедур. «Закон 223-ФЗ дает возможность выбрать и закрепить в собственном положении о закупках оптимальные варианты закупочной деятельности», – поясняет специалист.

Наказания не избежать

Главный минус закона, по словам экспертов, – это необходимость сотрудничества с официальным сайтом госзакупок zakupki.gov.ru, работа которого вызывает массу нареканий. А ведь с 1 июля 2012 года подпадающие под действие нового законодательства организации должны будут размещать информацию о своих закупках именно там.

Олег Умрихин признался в беседе с корреспондентом «Санкт-Петербургских ведомостей», что требование размещать информацию о закупках на официальном сайте можно было бы вообще убрать – достаточно корпоративных сайтов. «Кроме того, те формы отчетности, которые требуется выкладывать на официальный сайт, до сих пор не продуманы. Эта отчетность излишне сложна. Например, есть требование построить план закупок на год вперед, с детализацией – вплоть до каждого товара», – говорит специалист.

Кроме того, все госкомпании для регистрации на официальном сайте должны получить электронную цифровую подпись. И когда представители предприятий – субъектов закона (а их, напомним, несколько сотен) накануне 1 июля придут в Федеральное казначейство получать ЭЦП, наверняка возникнут очереди, и часть компаний может просто не успеть в срок.

Компаниям, которые не разместили сведения о своих закупках к 1 апреля, грозят санкциями. Теперь на любое предприятие, попадающее под действие закона, может нагрянуть проверка из ФАС. Участники рынка опасаются, что это может привести к неограниченному росту влияния этой структуры на госзакупки. Ведь в случае поступления жалобы антимонопольная служба может приостанавливать любые торги на время разбирательства.

//Галина Назарова


Ссылка на оригинал публикации  http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10287048@SV_Articles

<< Вернуться к списку публикаций