|
|
Фото с сайта gazeta.ru
|
«Деловая Россия» и медиахолдинг «Эксперт» создали Национальную Ассоциацию Институтов Закупок (НАИЗ).
Рынок закупок оценивается в 20 трлн. рублей. Из них 7 трлн рублей составляют госзакупки, остальное – частные и корпоративные закупки. При этом, по словам президента Медведева, только при бюджетных закупках крадется 1 трлн. рублей, причем далеко не всегда причины коррупции – в недобросовестности закупщиков. «Коррупция существует со стороны рынка поставщиков в большей степени, чем со стороны закупщиков», - считает директор департамента методологии и организации закупок ГК «Росатом» Роман Зимонас.
Когда стало понятно, что 94-ФЗ о госзакупках крайне неэффективен, государство начало искать пути реформирования системы госзакупок. Так появилась идея создания Федеральной контрактной системы (ФКС). Сегодня над законопроектом о ФКС работает ФАС и Минэкономразвития. ФАС на прошлой неделе уже представила свою концепцию системы. МЭР обещает вывесить свой вариант законопроекта уже на этой неделе.
В качестве механизма обратной связи между государством, госкопорациями, частным бизнесом и экспертными ассоциациями и была создана НАИЗ – «Национальная Ассоциация Институтов Закупок».
«Инициатором этого дела была министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Об этом она сказала на конференции «Деловой России». В рамках Деловой России эту идею начали продвигать. Основная задача НАИЗ, как я ее вижу – консолидировать всех экспертов отрасли», - говорит генеральный директор торгового портала Fabrikant.ru Сергей Габестро.
Впрочем, сама торгово-закупочная отрасль сегодня находится только в стадии становления. «На наших глазах идет формирование новой отрасли, - считает глава департамента развития федеральной контрактной системы (ФКС) Минэкономики Ольга Анчишкина. – Эта отрасль играет существенное значение в экономике. 70% ВВП формируется торгово-закупочной сферой».
Так что первоочередной целью НАИЗ будет оформление принципов этой отрасли через диалог между экспертами, бизнесом и властью. «В рамках такого диалога будет формироваться общественный стандарт», отмечает Анчишкина, то есть общее представление о том, что можно продавать и покупать через систему закупок, каковы должны быть критерии для установления стоимости контракта и качества поставок, как должны конкурировать между собой поставщики.
Более частной задачей НАИЗ должна являться задача формирования ключевых контрактных индикаторов, отмечает аудитор Счетной палаты Александр Пискунов. Ведомство рассчитывает на плотное взаимодействие с членами общественного объединения в этом вопросе. «Выберем 6-8 индикаторов, которые будут оценивать эффективность расходования бюджетных средств на госзаказы», - говорит о планах Счетной палаты Пискунов.
Отсутствие в нашей стране контрактного права является одной из главных проблем несовершенства законодательства, отмечает Пискунов. Вместо этого есть ведомственный заказ. Перед госорганами ставится задача найти наиболее дешевого исполнителя заказа, и цена часто выступает единственным фактором выбора поставщика. Нормальные критерии оценки эффективности закупки отсутствуют. В результате транзакционные и проектные издержки превышают экономию «на гвоздях», по выражению Пискунова. «Счетная палата активно разрабатывает методы контрактного аудита», - сказал он.
Президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин приводит простой пример повышения эффективности закупок: «Можно купить лампочки, которые служат по 30 лет, это будет дороже, но 30 лет не придется их менять». Закупщики и поставщики страдают «не столько от коррупции, сколько от глупости», отметил Пискунов.
Так, директор департамента методологии и организации закупок ГК «Росатом» Роман Зимонас за счет оптимизации системы закупок сэкономил для госкорпорации 27 млрд. рублей. Он пожаловался, что существующий закон не учитывает всех ситуаций в госзаказе: «Например, мы строим атомную станцию за рубежом. Должны ли мы раскрывать цены, по которым мы закупаем? Мне кажется, нет, так как наши конкуренты узнают это и скорректируют свои цены, сделав нас неконкурентноспособными».
Формированием предложений к законопроекту о Федеральной контрактной системе, учитывающих интересы разных участников закупочной деятельности, также будет заниматься НАИЗ, надеются организаторы.
В ассоциации не будут участвовать государственные структуры, обещает замминистра экономического развития Михаил Осеевский. Это должно обеспечить ее независимость. Те организации, которые вступают в НАИЗ, могут сами выбрать формат своего участия в ассоциации. Руководящими органами НАИЗ являются Совет, возглавляемый главредом журнала «Эксперт» Валерием Фадеевым, и Общественная коллегия, главой которой является Ольга Анчишкина.
Создатели НАИЗ не смогли ответить на вопрос, как будет финансироваться организация. По словам Сергея Габестро, этот вопрос пока только решается.