(время московское)
+7 (495) 109-75-75 Заказать звонок
Домой Написать письмо Распечатать
На главную Электронная торговая площадка
Войти
Регистрация
 
Свернуть меню

Фабрикант в СМИ


Эксперт Online 24 января 2012 г.

Госкомпании открывают закупки

Фото с сайта Эксперт Online

Объем электронных торгов на портале Fabrikant.ru в 2011 году вырос в пять раз. В 2012-м объемы торгов на всех крупных электронных площадках еще возрастут благодаря 223-ФЗ, обязующему заказчиков активнее пользоваться подобными услугами.

223-ФЗ, регламентирующий закупки госкорпораций, их «дочек», компаний – субъектов естественных монополий, электро-, газо- и теплоснабжающих организаций и других предусмотренных законом субъектов, вступил в силу с начала 2012 года.

В отличие от вступившего в силу в 2005 году ФЗ №94, который регламентирует порядок госзакупок для государственных и муниципальных нужд, ФЗ №223 – скорее рамочный закон. В нем не содержится жестких норм и определенного регламента совершения закупок. В госзакупках единственной процедурой электронной закупки является открытый аукцион в электронной форме. Соответственно, выбор поставщика там осуществляется только по цене, при возможности ее изменять в ходе торга.

Компании, попавшие в сферу действия 223-ФЗ, могут проводить, например, электронные конкурсы, выбирая поставщиков по совершенно субъективным критериям.

27 декабря 2011 года был опубликован проект правительства РФ «Об утверждении перечня товаров, услуг, работ, закупка которых проводится в электронном виде». В перечень попали 12 позиций, среди которых полиграфическая и печатная продукция, канцелярские принадлежности, бухгалтерская и электронно-вычислительная техника, автомобили и прочий транспорт. «В электронном виде целесообразно закупать в первую очередь серийно выпускаемые товары, достаточно стандартные услуги – словом, все то, в отношении чего рынок достаточно конкурентен, а заказчик может достаточно легко формализовать свои требования», – комментирует гендиректор Центра эффективных закупок «Тендеры.ру» Кирилл Кузнецов.

«С моей точки зрения, на сегодняшнем этапе не стоит расширять список обязательных к закупкам товаров, - считает председатель совета директоров ООО «Фабрикант.ру» Сергей Габестро. - Под действие закона попадают 400 тысяч новых компаний, и по моим оценкам, менее 1% из них умеют проводить закупки в электронной форме. Им всем предстоит научиться работать по-новому».

По словам Кузнецова, главная сложность для госкомпаний – в необходимости изменить существующий механизм закупок, иногда весьма грамотный и эффективный, под новые требования. А для этого нужно время и ресурсы. Большинство госкомпаний с этой проблемой в той или иной степени уже справились, и в остальном изменения будут минимальны, так как новый закон устанавливает требования только в части раскрытия информации (размещения на официальном сайте планов закупок и документов закупочных процедур). Сами же правила закупок определяет себе сам заказчик, как это и было прежде.

«Серьезную проблему может составить то, что закон не предусматривает сокрытия сведений, составляющих коммерческую тайну, – считает Кузнецов. – Соответственно, те же планы закупок и условия приобретения ресурсов госкорпорациями могут быть весьма интересны их отечественным и зарубежным конкурентам».

Основные проблемы с реализацией требований 223-ФЗ возникли у заказчиков, ранее не решивших задачу регламентирования своих закупок – ведь закон коснулся не только госкорпораций, но и многих других заказчиков. Разработчики закона, предусмотрев обязательное требование о наличии «Положения о закупке», не подготовили его типовой формы или хотя бы каких-либо рекомендаций. Поэтому многим заказчикам пришлось разрабатывать этот документ с нуля.

«Надо отметить, что в некоторых регионах им на помощь пришли органы, отвечающие за размещение регионального госзаказа, – отмечает Кузнецов. – К примеру, типовое „Положение о закупке” предложили своим заказчикам в Москве, Ярославской, Челябинской областях и ряде других субъектов».

В целом, по мнению Кузнецова, с точки зрения заказчика предпочтителен, конечно, «рамочный закон», позволяющий максимально учесть специфику закупочной системы. Большинство же госкорпораций и до принятия закона имели той или иной степени проработанности регламенты, положения и стандарты закупочной деятельности, доработать которые под немногочисленные новые требования 223-ФЗ не составило особых проблем.

Как отмечают эксперты Fabrikant.ru, сегодня рынок готов к участию гораздо большего количества коммерческих компаний. Интерес к электронным торгам проявляют не только крупные компании с большими объемами закупок. Все чаще малый и средний бизнес стремится ускорить свои бизнес-процессы и увеличить прибыль за счет использования ЭТП.

«Вероятно, следующими шагами после установленной 223-ФЗ публичности закупок могли бы быть законодательные инициативы об обязательности обоснования необходимости расходов», – считает Кузнецов.


Ссылка на оригинал публикации  http://expert.ru/2012/01/24/goskompanii-otkryivayut-zakupki/

<< Вернуться к списку публикаций