|
|
Фото с сайта
|
В последнее время в торгово-закупочной отрасли России происходят существенные изменения. В частности, наметилась тенденция к повышению уровня цивилизованности рынка, однако и сегодня существует ряд факторов, мешающих обеспечению прозрачности закупок.
Одной из наиболее острых проблем является отказ от привычной практики осуществления закупочной деятельности, сложившейся в отрасли. Многие управленцы считают, что, распоряжаясь фактическими закупочными потоками, они могут делать это монопольно и весьма эффективно. Однако жизнь подтверждает обратное – результативность при таком подходе быстро падает. Если в неэлектронном виде вы можете провести одну, две или десять конкурентных процедур, исходя из собственной мотивации, компетенции и опыта, то эффективно провести "вручную" более 10 процедур уже невозможно.
При большом количестве торговых процедур управленец неизбежно начинает передоверять часть своих полномочий подчиненным, которые, исходя из собственной мотивации, принимают те или иные решения. И раньше нередко можно было столкнуться со злоупотреблениями, когда хорошие предложения от производителя не попадали в шорт-лист, а уходили в шредер на уровне исполнителя. Когда управленец не использует такой инструмент, как электронные торговые площадки, он вынужден опираться исключительно на своих людей, которых, как известно, всегда не хватает. В результате вместо того чтобы с помощью новых технологий добиться прозрачности процедуры, некоторые управленцы следуют давно устаревшему способу "ручного" управления закупками.
Электронная форма проведения закупок помогает достичь определенного уровня прозрачности. Но пока она не решает проблемы, связанные с тем, что извещение при закупке определенной номенклатуры может быть составлено под конкретных производителей и представителей торговых компаний, что также ограничивает конкуренцию. Электронная площадка – это возможность организовать информационный поток и настроить его таким образом, чтобы получать весь спектр предложений от поставщиков. А дальше все зависит от компетентности закупщика, от его умения работать с конкурентной средой.
Еще одна проблема, которая сегодня мешает прозрачности закупок, – это низкий уровень конкуренции. В последнее время часто происходит подмена понятий – вместо создания условий для развития конкуренции ведется борьба с коррупцией. Эта мысль крепко сидит в головах многих топ-менеджеров. На самом же деле следует не бороться с коррупцией, а создавать условия для конкуренции и работать в конкурентном поле. Развитием конкуренции должны заниматься все: правительство, администрация, каждое отраслевое министерство и т. д. Если в положении об отраслевом министерстве не стоит задача по развитию конкуренции, то какие бы специализированные надзорные органы ни создавались, конкурентная ситуация в России не изменится.
Вместе с тем сейчас отчетливо наметилась позитивная динамика. В 2011 году начался процесс формирования торгово-закупочной отрасли и повышения уровня ее цивилизованности. Например, на конференции "Новый закон о закупках госкомпаний: развитие конкуренции в России" прозвучало предложение о создании отраслевой ассоциации, которое в том числе было поддержано министром экономического развития РФ Эльвирой Набиуллиной.
Важной является и задача выработки неких стандартов для всех участников рынка. Эти стандарты будет применять в своих регулирующих актах государство, на их основании вузы будут формировать обучающие программы, курсы и профессии. Стандарты смогут безбоязненно применять крупнейшие компании, зная, что это лучшая тактика ведения закупочной деятельности. Наконец, стандарты смогут стать ориентирами для профессионального роста конкретных людей, которые видят себя в этой отрасли, хотят в ней развиваться и пытаются сделать закупки более прозрачными.
// Сергей Габестро, председатель совета директоров торгового портала Fabrikant.ru