|
|
Фото с сайта newsalesandmarketing.com
|
Прозрачный и понятный отдел снабжения – мечта любого управленца.
Не всегда удается проследить, насколько эффективно осваивается бюджет и на что идут деньги акционеров или инвесторов при закупке того или иного пункта из списка закупочной номенклатуры. Относительно новая для России технология – электронная торговая площадка (ЭТП) – позволяет отслеживать в реальном времени, насколько эффективно осваивается бюджет компании.
Год назад закупки через электронные торговые площадки проводили только 5% российских предприятий. Для сравнения: в Европе этот показатель составляет 70%. Общерыночная тенденция в России такова, что объем торгов, проводимых через ЭТП, стремительно растет. По данным аналитического центра компании Fabrikant.ru, количество компаний, зарегистрированных на портале, ежегодно удваивается. В 2009 году этот показатель составил 5536. В 2010 – уже 11529. Если сравнить первое полугодие 2011 года с аналогичным периодом 2010 года, то наблюдается также двукратное увеличение. В первом полугодии 2011 количество зарегистрированных компаний составило 11623, в 2010 году этот показатель составлял 5764. В денежном эквиваленте объем торговых процедур, проведенных через электронную торговую площадку, ежегодно увеличивается примерно в четыре раза. В 2009 году объем торгов на площадке составил 7,41 млрд руб., в 2010 – 28,2 млрд руб. В первом полугодии 2011 года объем торговых процедур составил 39,5 млрд руб., в аналогичный период 2010 года этот показатель составлял 14,1 млрд руб.
Столь значительный рост объясняется тремя причинами. Во-первых, это постепенное изменение законодательства, обязывающее компании с различной долей участия государства проводить закупки на электронных площадках. Помимо федерального закона №94, обязывающего открыто публиковать тендеры для государственных и муниципальных нужд, принят закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Этот закон будет регулировать государственные закупки в госкорпорациях и естественных монополиях и вступит в силу 1 января 2012 года. Закон разрешает публиковать информацию на любых независимых площадках. Кроме того, в нем учитывается деятельность организаций коммунального комплекса, государственных и муниципальных унитарных предприятий и т.д., в уставном капитале которых доля участия России, субъекта РФ или муниципального образования превышает 50%.
Вторая причина, по которой количество компаний, предпочитающих использовать ЭТП в качестве инструмента снабжения, неуклонно растет, – развитие IT-технологий. Сегодняшний уровень развития IT-технологий позволяет создать прозрачную систему управления закупками. "Топ-менеджмент в коммерческом секторе может иметь реальный инструмент управления, с помощью которого закупки можно сделать прозрачными. Сегодня интернет-технологии позволяют отслеживать эффективность бизнес-процессов, в частности, помогают делать сферу закупок понятной, прозрачной и удобной", - объясняет рост популярности электронных торговых площадок Сергей Габестро, председатель совета директоров торгового портала Fabrikant.ru.
Третья причина роста популярности ЭТП – экономия бюджета компаний. Только за первое полугодие 2011 года компании, проводившие торги на портале, сэкономили порядка 6 млрд рублей. Снижение цены происходит за счет открытой конкуренции поставщиков того или иного товара или услуги. В ходе торгов также можно улучшить условия поставки и график оплаты.
Финам.инфо