Минэкономразвития надеется к июлю договориться с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) о реформе госзакупок. Антимонопольщиков будет сложно заставить расстаться с гигантскими полномочиями, которые им дает 94-й закон, говорят эксперты.
В среду госзакупки обсуждали сразу на двух площадках: на форуме "Госзаказ-2011" и на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Несмотря на то что тон дискуссий казался вполне миролюбивым, стало ясно, что главные участники процесса - Минэкономразвития и ФАС, представившие в правительство свои варианты
реформы, - к единому мнению пока не пришли.
- Мы считаем, что в одном законодательном акте должен быть урегулирован весь цикл госзаказа, начиная с определения конкретных потребностей госведомств в тех или иных товарах, составления планов закупок и заканчивая публичным подведением итогов
торгов. А ФАС настаивает на том, что 94-й закон, регламентирующий процедуру размещения заказа, должен "жить" и развиваться отдельно, - пояснил суть расхождений замминистра экономического развития Алексей Лихачев.
Страсти по госзакупкам не утихают уже почти месяц. К полемике помимо самих МЭРа и ФАС подключились другие ведомства. В частности, на этой неделе свою позицию озвучил руководитель Счетной палаты Сергей Степашин, который заявил, что 94-й закон дальше латать нельзя и пришло время
переходить на федеральную контрактную систему.
- Мы бы хотели уладить все межведомственные разногласия до конца первого полугодия, - отметил Лихачев. - Каждый день на госзакупки тратятся колоссальные бюджетные деньги
. Поэтому, чем быстрее мы договоримся, тем больше бюджетных средств удастся сэкономить.
Лихачев сообщил, что МЭР разработал уже третью версию концепции федеральной контрактной системы. Отвечая на вопрос корреспондента "Известий", он пояснил, что в ней даны ответы на те претензии, которые предъявлялись к документу на начальной стадии его обсуждения.
* * *
КОММЕНТАРИИ
Александр Бойко, председатель совета директоров системы электронной торговли "В2В-Center":
- Камень преткновения в полемике между Минэкономразвития и ФАС - не сама реформа, а контроль за госзакупками. Антимонопольщики не хотят терять своих полномочий, поэтому выступают за то, чтобы откорректировать и сохранить 94-й закон. Более того, они говорят о том, что его действие должно быть распространено на естественные монополии и на предприятия с госучастием, и все это было бы отдано опять же под контроль ФАС. Грубо говоря, антимонопольное ведомство хочет стать службой-монополистом. Мне кажется, этого допускать нельзя.
Сергей Габестро, председатель совета директоров торговой системы "Фабрикант.ру":
- 94-й закон - детище ФАС, благодаря которому служба получила огромные полномочия. Теперь она бьется за собственный хлеб - это очевидно. Дело в том, что, когда все построено исключительно на процессуальных нормах, а в 94-м законе именно так, все решает конкретный сотрудник антимонопольной службы: нарушена эта процессуальная норма или нет. Поэтому я за переход на федеральную контрактную систему. Да, она повышает ответственность заказчика, но вместе с этим дает ему и более широкие полномочия. Те, кто заинтересован в эффективности госзакупок, это оценят.