|
|
Фото с сайта www.liveinternet.ru
|
Большой театр разместил госзаказ на создание интернет сайта на 5,4 млн рублей. За эти деньги требуется интегрировать сайт с популярными социальными сетями, встроить систему продажи билетов и подключить карту пробок на дорогах. История напоминает недавний скандал «откатами» при создании нового сайта Роспотребнадзора. Несмотря на резонанс в интернет-среде, отсутствие реакции от властных структур, видимо, было воспринято как молчаливое одобрение.
Конкурс по разработке и внедрению нового веб-сайта с минимальной стоимостью контракта 5,4 млн рублей вызван, по словам руководства Большого театра, необходимостью модернизировать ресурс.
«За пять лет, истекшие с момента создания существующей версии сайта, интернет-среда претерпела серьезные изменения, породив новые форматы и новые принципы общения с пользователем, новые средства и жанры предоставления информации»,— так объясняется решение в документах тендера, размещенного на сайте госзакупок.
В театр без пробок
Перечень функциональных требований к сайту, на удивление, не включает в себя ничего необычного. В частности, требуется интеграция с наиболее популярными социальными сетями. Сейчас этим никого не удивишь, на большинстве сайтов можно увидеть значки ЖЖ, Facebook, Vkontakte, «Одноклассников». Не нова и идея заказа билетов через сайт, тем более, эта функция присутствует и на действующем портале. Помимо этого, необходимо наладить удобный сервис поиска, включающий текст документов и подписи к изображениям, новостные ленты должны сопровождаться RSS-потоками с функцией подписки.
Схема проезда к театру должна быть реализована при помощи открытого картографического сервиса («Яндекс.Карты» или Google.Maps) с возможностью проложить маршрут до театра, включить/выключить отображение пробок на дорогах и распечатать схему.
«Сайт должен корректно отображаться в браузерах: Microsoft Internet Explorer, версии 7.0 и старше; Mozilla Firefox версии 3.5 и старше; Safari версии 4.0 и старше»,— говорится в документах на тендер. Это действительно наиболее распространенные на данный момент браузеры, но за выделяемые деньги заказчики Большого театра могли бы уделить внимание и пользователям, к примеру Opera и Google Chrom.
Самой сложной может оказаться работа художника, их задача описана наиболее общими словами. «Дизайн сайта должен быть удобным и современным, но при этом— соответствовать образу академического театра,— объясняется задача.— Навигация должна быть понятной для пользователей, а используемые художественные приемы— способствовать повышению интереса к публикуемым материалам и деятельности театра в целом».
Наиболее многословно расписаны моменты, связанные с информационным наполнением. Уточняется, что одним из основных информационных потоков, отражаемых на веб-сайте, является расписание текущего сезона с возможностью ознакомления с репертуаром, как в режиме календаря, так и с уточнением по типам: опера/балет/оркестр/концерты/гастроли. Материалы о проводимых мероприятиях должны тесно переплетаться с информацией об участниках (артистах, дирижерах).
Большое внимание должно быть уделено реконструкции и предстоящему открытию исторического здания Большого театра. Сведения о проводимых работах и планируемых мероприятиях должны подаваться с большим количеством качественных фото- и иллюстративных материалов.
Дорого нельзя дешево
«Если судить по конкурсной документации и требованиям, которые выставлены госзаказчиком, то стоимость разработки и производства подобного сайта не может превышать 1 млн рублей, и он будет выполнять все разумные задачи»,— подсчитал п
редседатель совета директоров торгового портала «Фабрикант.ру» Сергей Габестро. Он уверен, что до тех пор, пока чиновники сами не будут пользоваться теми ресурсами, на создание которых они выделяют огромные деньги, будут плодиться «абсолютно бестолковые сайты госуслуг, подобные порталу Федеральной службы занятости trudvsem.ru, который только усложнил работу и чиновникам, и населению».
Аналитик «Инвесткафе» Иван Усик предположил, что высокая стоимость может быть связана с тем, что в разработке сайта принимает участие большая цепочка посредников, что вообще характерно для госзаказов. Однако и в этом случае «фактически у крупной веб-студии данный проект можно оценить максимум в 1,5–2,5 млн, то есть сумма в 5,4 млн представляется сильно завышенной», уверен собеседник GZT.RU.
«Не хочу никого защищать и обелять, но нужно учитывать специфику работы госорганов», – возражает генеральный директор Contour Components Владимир Некрасов. Завышенные цены на выполнение работ во многих случаях объяснить легко. «Казалось бы, вы видите простой сайт, который можно было бы сделать в разы дешевле. Но особенность в том, что в госорганах часто каждую финтифлюшку обсуждает несколько департаментов, а то и министерств, участвуют и первые лица», – объясняет Некрасов. Сюда входят постоянные совещания, переделывания, удовлетворение многочисленных требований. «А еще документация, иной раз затраты на нее превышают затраты на создание самой системы. Все эти расходы естественно закладываются в стоимость контракта,— перечисляет собеседник GZT.RU.— Поэтому, если задача, выполняемая для средней коммерческой организации, стоит один попугай, для крупной— уже два, а для государственного ведомства— три-пять, а если это сопряжено с защитой информации, то и все десять».
История повторяется
Широкий резонанс в интернете получила аналогичная история с созданием сайта Роспотребнадзора. Как уже сообщал GZT.RU, реальная стоимость сайта для госведомства могла составить максимально 1,6 млн рублей. В то время как разработчик получил за работу 4,95 млн рублей.
Некоторую надбавку, вероятно, можно рассчитать за цейтнот— сайт делался за пять дней. Но Большой театра дает потенциальным разработчикам срок до 31.06 2011.
Роспотребнадзор отдал 5 млн рублей за «бесплатный сайт»
Новый портал «Роспотребнадзора» мог быть создан на коленке студентами-второкурсниками, а в его основе лежит бесплатный движок, утверждает блоггер Алексей Навальный. Сайт госведомства не выдерживает большого наплыва посетителей и допускает случайных посетителей к администрированию.
В осуществлявшей разработку сайта компании «Ланит» проведенные работы не комментируют. Точнее, как подчеркивают в пресс-службе, все письма передаются руководству, которое «ответит, если сочтет нужным». Ответить на запрос GZT.RU руководство не сочло нужным. Таким образом, остается открытым вопрос, планирует ли «Ланит» участвовать в тендере Большого театра.
Большой, новый и растратный
Новый сайт заказан в рамках мероприятий, посвященных открытию исторической сцены после реконструкции и реставрации. Напомним, работы по реконструкции начали в 2005 году, их завершение неоднократно переносилось. По последним данным, Большой театр будет вновь открыт к октябрю 2011 года. Общий бюджет, заложенный в ремонт, составил 15 млрд рублей.
В середине работ осенью 2009 года Следственным комитетом было возбуждено уголовное дело, связанное с растратой бюджетных денег при реконструкции. Было установлено, что дирекция трижды оплачивала подрядчику «Курортпроект» одни и те же работы.