(время московское)
+7 (495) 109-75-75 Заказать звонок
Домой Написать письмо Распечатать
На главную Электронная торговая площадка
Войти
Регистрация
 
Свернуть меню

Фабрикант в СМИ


"Новая газета" (Нижний Новгород) 17 января 2011 г.

Электронные замки для деревянных дверей

Фото с сайта nizhniy-novgorod.narod.ru

Готовы ли предприниматели к «новым методам борьбы с коррупцией»?

С 1 января 2010 года вступили в силу новые правила игры для участников системы государственных заказов. Предпринимателей обязали работать с государством только через систему электронных площадок. С 2011 года эта норма стала обязательной для региональных и муниципальных заказчиков. Таким способом государство пытается бороться с коррупцией. Удастся ли совладать с «коррупционной составляющей» в госзакупках, если большинство предпринимателей пока плохо понимает суть нововведений?

Человеческий фактор

С коррупцией в России борются уже давно. Лет 15 назад представители власти делали ставку на аукционы, тендеры и распределение заказов и подрядов представительной комиссией, а не конкретным начальником. Считалось, что задобрить представителей различных ведомств, собранных в одно время в одном месте, гораздо сложнее, нежели банально подкупить нужного чиновника. Однако, как показала практика, дальнейший ход событий легко описывается немудреной фразой «сложно, но можно». Можно найти подход и к членам комиссии, и к потенциальным участникам аукциона, которые все чаще стали напоминать не открытую борьбу, а «игру в поддавки» по заранее написанному сценарию. Пресловутый человеческий фактор упорно давал о себе знать. И вот, электронные торги. Неужели панацея?

Особенность электронных торгов заключается в том, что все документы участники предоставляют в электронном виде. Для подтверждения того, что эти документы принадлежат именно данному участнику, а не другому, нужна электронная цифровая подпись. Этот своего рода электронный «ключ» можно получить в специальных организациях — так называемых удостоверяющих центрах. Далее участникам нужно будет зайти на сайт той или иной электронной площадки, зарегистрироваться, внести свое предложение и ввести электронный ключ. На сайте электронной площадки можно видеть не только свое предложение, но и предложения других участников. При этом название организации-конкурента там не указано. Устроители полагают, что подобным образом снижаются коррупционные факторы. А именно — заказчик не знает, какого поставщика выбирает, — он делает выбор, исходя исключительно из представленных предложений. Торги идут в режиме реального времени. Поэтому участники могут вносить изменения в изначальные предложения и повышать свои шансы на победу.

«В электронных торгах заинтересованы как представители власти, так и бизнес, потому что исключается фактор субъективной оценки, — говорит начальник управления по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области Сергей Грачев. — В аукционе, в том числе электронном, главный критерий — цена. Есть, конечно, такие формы размещения госзаказа, как творческий конкурс, где цена не играет решающей роли. Однако доля электронных аукционов в общем количестве госзаказов увеличится. Доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к государственному и муниципальному заказу путем использования инструментов электронной торговли даст бизнесу дополнительные преимущества. К числу таковых относятся дистанционное участие и снижение временных затрат и материальных расходов, доступ к информации о конъюнктуре рынка, прозрачность проведения процедур, снижение уровня коррупционных проявлений и нарушений законодательства».

За прошедшие годы коррупция в стране расцвела столь пышным цветом, что любые заверения чиновников на тему, что «на этот раз коррупции поставлен надежный заслон», не выглядят убедительно

С 2009 года администрация Нижнего Новгорода проводит конкурсы на базе российской межотраслевой системы «Фабрикант». Согласно официальной ­информации, ­экономия бюджетных средств от суммы 232 размещенных заказов примерно за год работы составила 20%. О том, насколько снизилась коррупция и снизилась ли она вообще, ничего не сообщается.

«Сначала ввяжемся в драку…»

Председатель Нижегородского регионального отделения общественной организации «Опора России» Дмитрий Бирман считает, что «переход на электронную систему торгов является правильным решением». «Но есть нюансы, которые необходимо учитывать, — объясняет он. — Необходима не просто техническая обеспеченность всех участников — она должна быть в одном формате. То есть у всех участников должен быть высокоскоростной интернет с одинаковыми характеристиками. Потому что по правилам, если у одного из участников произошел технический сбой, торги останавливаются, неполадки устраняются, и только после этого торги могут быть продолжены. Все конкурсы и аукционы проводятся с обеспечительным взносом в пять процентов от цены аукциона. То есть если цена составляет пять миллионов, то предприниматель, желающий участвовать в торгах, должен внести определенную сумму. Что происходит дальше? По окончании аукциона участнику возвращается обеспечительный взнос по закону в течение 10 дней. А в реальности в лучшем случае в течение месяца. Притом что торги проходят в том регионе, в котором находится предприниматель, его бизнес. А если торговая площадка расположена на другом конце страны? Когда предприниматель получит возврат обеспечительного взноса?».

«Перед проведением конкурсов, аукционов составляется конкурсная документация, — продолжает Бирман. — По закону это должен делать заказчик. Но сейчас нередко он просит составить документацию одного из потенциальных участников, лучше самого заказчика разбирающегося в технических аспектах заказа. Зачастую участник так составляет бумаги, что никто другой не может принять участия в торгах. Характеристики прописываются невыполнимые. На деле ­получается так. Когда конкурс выигрывает составитель документации, он сумеет договориться с заказчиком. Когда же выигрывает кто-то другой, заказчик обязывает его выполнить условия точь-в-точь. В процессе подготовки аукционов нам не раз удавалось доказать заказчику, что выполнить условия, прописанные в документации, технически невозможно. Но такое возможно только при личном контакте заказчика и участника. Как это получится в системе электронных торгов — непонятно. Непонятен также момент времени проведения торгов. Часовых поясов в нашей стране, протянувшейся с Востока на Запад, множество. Если где-то произойдет технический сбой, торги остановятся, участники разойдутся по домам. Когда же торги возобновятся, в одной части страны день будет в самом разгаре, в другой — уже за полночь».

«Необходимо сначала научить предпринимателей тому, как надо работать в условиях электронных торгов, как готовить документацию, — резюмирует лидер НРО «Опоры России». — Могу сказать, что в нашей компании люди, готовящие документацию, учились этому не менее года. Что же говорить о частном предпринимателе, о небольших фирмах? Скорее всего, произойдет как обычно: сначала ввяжемся в драку, затем посмотрим… Начнутся проблемы, неувязки… А в результате — выигрывать электронные торги будут не те, у кого товар лучше, а те, кто сумел «договориться». Иначе говоря, электронные торги — хороший инструмент, вопрос в том, умеем ли мы им пользоваться. Ведь они — только часть системы, включающей целую инфраструктуру, которую еще предстоит выстроить».

Волшебное слово

А как же все-таки быть с коррупцией? Неужели все обходные пути для потенциальных взяточников заказаны? «При использовании системы электронных торгов максимально снижается возможность коррупции и сговора заказчиков и поставщиков услуг, так как при такой форме проведения торгов обе стороны «не видят» друг друга, поэтому протащить своего друга почти невозможно», — подчеркнул Сергей Грачев. Чиновник убежден, что «когда не видишь, кто подал документы, тогда и вопрос «с кем договариваться?» отпадает сам по себе». С другой стороны, и предприниматели, и чиновники работают на рынке государственных закупок не первый год. И далеко не факт, что ни те, ни другие не смогут подобрать ключи к двери, пусть и охраняемой электронным замком. В словах чиновника меня лично больше всего «радует» слово «почти». В России нет ничего невозможного. И если в заверениях чиновников все-таки звучит это волшебное слово, повод для беспокойства, вне всякого сомнения, существует. Мы все прекрасно помним, что в середине девяностых представительные комиссии при распределении госзаказов столь же уверенно назывались в качестве непреодолимого барьера для коррупции. За прошедшие годы коррупция в стране расцвела столь пышным цветом, что любые заверения чиновников на тему, что «на этот раз коррупции поставлен надежный заслон», не выглядят убедительно. Тем более учитывая оговорку «почти».
Сергей Анисимов


Ссылка на оригинал публикации  http://novayagazeta-nn.ru/2011/171/elektronnye-zamki-dlya-derevyannyh-dverei.html

<< Вернуться к списку публикаций