|
|
Фото с сайта
|
Александр: Объем госзакупок по данным статистики официального сайта РФ о размещении заказов снизился. За период январь-август 2010 г. госзаказчики разместили 151 тыс. торговых процедур на общую сумму свыше 368,19 млрд рублей. Объемы госзаказа за 8 месяцев 2010 г. снизились на сумму свыше 190 млрд рублей (примерно на 34% от объемов прошлого года). Если судить по количеству процедур, то в прошлом году чиновники разместили свыше 159 тыс торгов на сумму свыше 558,83 млрд рублей (превышает показатели нынешнего года на 34,11%).
Однако доля госзаказа для малого бизнеса в январе-августе 2010 г. наоборот выросла по сравнению с 2009 г. и оставила более 14 тыс. процедур .
Наибольшая экономия за исследуемый период была достигнута при проведении процедур запросов котировок (порядка 12% начальной стоимости контрактов).
Количество открытых аукционов в электронной форме за январь-август 2010 г. составило 9,6% от общего количества процедур. Однако это не показывает общее уменьшение электронных госаукционов. С 1 июля 2010 г. в соответствии с главой 3.1. Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» извещения о проведении соответствующих аукционов, а также другая информация о ходе аукциона и его результатах, доступна на сайтах официальных площадок для проведения госторгов. На сайте размещается информация только об открытых аукционах, которые проводились по логике ст. 41 94-ФЗ.
У меня в связи с этим следующие вопросы: Какие выводы в общем можно сделать по статистике госзаказов? Можно ли тот факт, что увеличилось число заказов для малого бизнеса, рассматривать как положительную тенденцию? Или это, скорее, говорит, что деньги разошлись по подставным фирмам, и в результате все равно стекутся в один карман? Какая вообще на сегодняшний день ситуация на рынке госзаказов? Кто "правит бал"? Есть ли какие-нибудь прогнозы на будущий период? Стоит ли ожидать изменения ситуации? И в лучшую ли сторону будут ли эти изменения?<
Сергей Габестро, председатель совета директоров электронной торговой системы «Фабрикант.ру», специально для Odnakoj.ru:
При внимательном изучении статистики можно заметить, что она нелогична и непоследовательна в отношении доли заказов малого и среднего бизнеса. Указанный процент от общего объема не соответствует действительности. На самом деле вычислить реальный объем торгов от общего количества проведенных закупок не сложно – сейчас он составляет не более 4,8% . Мы видим, что статистика, которая должна строиться одним лишь нажатием кнопки, ошибочка, что в принципе удивительно, ведь сайт http://www.zakupki.gov.ru уже неоднократно дорабатывался- на его модернизацию выделяются до сих пор огромные средства.
Мы видим, что имеет место быть снижение объема госзаказа. На мой взгляд, это происходит потому, что большая часть торгов признается несостоявшейся - в итоге госзаказчики размещают закупки у единственного поставщика, а это уже не учитывается в общем объеме госзаказа.
Если говорить в целом о госзаказе для малого и среднего бизнеса, то, в связи с последними изменениями ФАС, скорее всего доля этих предприятий вскоре намного снизится. Напомню, вчера федеральная антимонопольная служба заявила, что планирует ввести обязательное финансовое обеспечение заказа с ценой контракта свыше 10 млн рублей, в то время, как сейчас это необходимо делать при цене контракта свыше 50 млн рублей. Безболезненно изъять из оборота средства для финансового обеспечения (а сейчас это составляет порядка 30% от суммы контракта) сможет далеко не каждый поставщик. Поэтому активность участников госзаказа и доля малого и среднего бизнеса в нем будет падать, и это объективно.
Те цели, которые декларировались ФАС при переводе торгов по государственному заказу в электронную форму, а именно - увеличение конкуренции, создание прозрачности на рынке - не будут достигнуты.
Вскоре мы можем столкнуться с тем, что на рынке госзаказа будут только специальные компании, аффлированные с госструктурами, ведь по закону только бюджетные учреждения освобождаются от финобеспечения.