|
|
Фото с сайта
|
Вчера Кассационная коллегия Верховного суда отклонила жалобу торговой системы "Фабрикант.ру", оспаривавшей в первой инстанции один их пунктов порядка отбора площадок для проведения открытых аукционов в электронной форме для государственных нужд (ознакомиться с решением ВС можно в прикрепленных документах).
"Сегодня была оглашена только резолютивная часть решения, мы будем смотреть, что написано в мотивировочной части решения коллегии и после этого определимся с дальнейшими шагами, - заявил председатель совета директоров "Фабрикант.ру" Сергей Габестро.
Таким образом "Фабрикант.ру" не удалось добиться отмены ограничения количества электронных площадок для проведения госзакупок. Напомним, что с 1 июля 2010 г. вступила в силу глава 3.1. Федерального закона № 94-фз о введении новой системы электронных аукционов на ограниченном числе площадок. По итогам проведенного Министерством экономического развития и Федеральной антимонопольной службой отбора в число избранных площадок из 18 конкурсантов попало всего 5, из которых только 3 участника имели на тот момент действующие площадки, а два - ММВБ и РТС - не имели в принципе ни опыта, ни практики проведения торгов по госзакупкам в электронной форме.
Это далеко не первая попытка ограничить количество игроков на рынке электронного госзаказа. Еще раньше, 1 июня 2009 г. было опубликовано Постановление правительства №755-р, в котором определялись 3 площадки для проведения модельных электронных торгов по госзакупкам - ФГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан", ОАО "Единая электронная торговая площадка" и ЗАО "Сбербанк-АСТ".
«При отсутствии ясных и прозрачных критериев распоряжением 755Р назначаются три оператора. Ни один из участников рынка в число трех не попадает, — заявил в феврале 2010г. на встрече с президентом Дмитрием Медведевым Габестро. – Далее инициируется дополнительный отбор пяти площадок, три из которых уже есть. При этом глава ФАС Артемьев еще до объявления результатов отбора публично называет будущих победителей. Еще даже до того, как заявки подали, он публично назвал победителей». После заявления бизнесмена по указанию Президента было проведено расследование, в ходе которого признано, что нарушения в отборе были, однако отменять его итоги никто не собирается.
В свою очередь, ФАС и МЭР считают, что ограничение количества площадок должно быть для того, чтобы существовала возможность их контролировать. Регулирующие органы признались, что не в состоянии уследить за деятельностью более, чем 5 систем электронных торгов. Почему было выбрано именно 5, а не 7 или 10 площадок, до сих пор остается загадкой.
Такое внезапное внимание к рынку электронных торгов со стороны ведомств понятно. С 1 января 2011 г. на электронных торгах будет проводиться большая часть госзакупок. То есть через системы электронных торгов за год в среднем должно пройти свыше 3 трлн рублей госсредств. Представители ведомств опасаются, что если количество площадок не будет ограничено, то каждое ведомство или муниципалитет создаст свою электронную систему и будет торговаться по своим правилам.
Однако законность создания монополии ведомствами, которые должны развивать конкуренцию, до сих пор остается под сомнением.
ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ
01.06.2009 Опубликовано Распоряжение №755-Р, определяющее операторов трёх пилотных электронных площадок, получивших право на проведение открытых аукционов в электронной форме для федеральных заказчиков.
26.10.2009 Приказами Минэкономразвития и ФАС в нарушение действующего законодательства установлен порядок проведения отбора по обеспечению проведения открытых аукционов в электронной форме.
21.11.2009 Минэкономразвития опубликовало объявление о проведении незаконного отбора.
26.11.2009 Руководитель ФАС Артемьев объявляет о предполагаемых победителях Отбора еще до истечения срока приема заявок.
22.12.2009 К участию в Отборе допущены восемнадцать участников, при этом все профессиональные участники рынка еще до подведения результатов знают, кто будет выбран победителем Отбора.
25.01.2010 Выбрано пять победителей Отбора, среди числа победителей - две организации, не имеющие действующих электронных площадок на момент объявления победителей.
26.02.2010 Председатель Совета директоров ООО «Фабрикант.ру» Сергей Габестро обратился к Президенту РФ с просьбой рассмотреть проведенный Отбор на предмет соответствия законодательству Российской Федерации.
09.04.2010 Контрольное управление Президента провело проверку и представило заключение с рекомендациями о принятии неотложных мер по совершенствованию законодательства о размещении госзаказов в части проведения открытых аукционов в электронной форме. Президент Дмитрий Медведев поддержал выводы Контрольного управления.
23.03.2010 Фабрикант.ру подает заявление в Арбитражный суд г. Москвы о признании отбора недействительным.
13.04.2010 Фабрикант.ру подает иск в Верховный Суд РФ об оспаривании Приказа Минэкономразвития от 26.10.2009 г. № 428.
15.04.2010 Арбитражный суд г. Москвы заблокировал решения МЭР и ФАС по проведению Отбора. Это первый в истории прецедент, когда частной компании удается наложить обеспечительные меры на решения МЭР и ФАС.
20.04.2010 ФАС и МЭР подают ходатайства в Арбитражный суд об отмене обеспечительных мер.
23.04.2010 Арбитражный суд г. Москвы отменяет принятое им неделю назад решение об обеспечительных мерах.