(время московское)
+7 (495) 109-75-75 Заказать звонок
Домой Написать письмо Распечатать
На главную Электронная торговая площадка
Войти
Регистрация
 
Свернуть меню

Фабрикант в СМИ


Интернет-газета "Газета. ру" 8 октября 2009 г.

Госзакупки проверят автоматом

В октябре будет готово программное обеспечение, которое сделает прозрачными процедуры госзакупок, пообещал читателям своего блога президент Дмитрий Медведев. ФАС будет автоматически получать информацию обо всех "некорректных" заявках с сайта zakupki.gov.ru. Однако программа обойдется дорого и может быть неэффективной, предупреждают эксперты.
Возможность для злоупотреблений чиновников на сайте госзакупок может вскоре быть закрыта. «В октябре, как я понимаю, программное обеспечение сайта будет полностью доработано», – объявил в своем блоге в четверг Дмитрий Медведев. Он объяснил, что теперь вся подозрительная информация автоматически будет стекаться в ФАС «для проведения внеплановой антимонопольной проверки».
Еще в июне президент, узнав от читателей своего блога о нарушениях, на которые идут госзаказчики, чтобы передать заказ «своим» поставщикам, поручил министру экономического развития Эльвире Набиуллиной и руководителю Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорю Артемьеву разобраться со случаями сознательной замены кириллических букв на латинские при размещении заявок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. О принятых мерах чиновники должны были доложить в октябре. Это произошло после того, как создатель тематической поисковой системы по государственным закупкам Enotpoiskun.ru Иван Бегтин заявил о множестве подозрительных заявок на этом портале, а«Газета.Ru» направила в ФАС запрос о том, известно ли ведомству об этих уловках.
Теперь главы ведомств отчитались перед президентом. В результате проверки ФАС установила, что госзаказчики действительно размещают информацию о торгах с использованием в предмете заказа латинских букв вместо аналогичных русских, а также вставляют в наименование лотов цифру 0 и другие символы.
«Это создает серьезные трудности при поиске данных заказов на сайте. Фактически указанные действия заказчиков означают непроведение торгов, поскольку потенциальные участники размещения заказа не могут найти информацию о таком заказе по его предмету на официальном сайте», – подтвердило ведомство.
Однако эксперты сомневаются, что анонсированный президентом механизм борьбы с такими злоупотреблениями будет работать.
«Сколько бы ни стоила программа – это выброшенные на ветер деньги, – категоричен председатель совета директоров межотраслевой торговой системы «Фабрикант» Сергей Габестро. – Существует масса способов провести некорректные торги в электронном виде». Действительно, замена символов – не единственный способ некорректного размещения заявок на сайте. Например, как уже писала «Газета.Ru», есть еще один вариант: в объявлении о покупке автомобиля не указывается его марка, зато сообщается «длина и ширина товара». Такой «закамуфлированный заказ» отсекает от участия в тендере всех нежелательных продавцов.
«Думаю, что полностью автоматическую систему такого рода создать невозможно, – соглашается технический директор компании In the City Алексей Зоркальцев. – Это нереалистичная цель, так как, по сути, речь пойдет о создании искусственного интеллекта». Он объясняет, что заявки слишком перегружены разного рода информацией и поэтому предусмотреть все возможные алгоритмы невозможно.«Есть также риск, что программа будет очень много «мусорить», – добавляет Зоркальцев. – То есть возможны ложные срабатывания, которые скажутся на эффективности». Самое главное, по мнению эксперта, чтобы систему не встроили в сам процесс приема заявок.«Это вообще может заблокировать процесс продаж», – предполагает он.
Кроме того, программисты обращают внимание на высокую стоимость подобной программы.
«Разработка такой базовой системы стоит $2–3 млн долларов, – говорит Зоркальцев. – Но так как это госзаказ и с учетом всех накладок стоимость может увеличиться и до $20–30 млн».
Помимо этого в пример приводятся прошлые«успехи» организации госзакупок через интернет.«На разработку этого сайта МЭР за несколько лет потратил уже десятки, а с учетом бюджета этого года – сотни миллионов рублей. Несмотря на огромные затраты, сайт остается «поделкой», цена которой на открытом рынке – сущие копейки», – говорит Габестро.


Ссылка на оригинал публикации  http://www.gazeta.ru/financial/2009/10/08/3270875.shtml

<< Вернуться к списку публикаций