|
|
Фото с сайта
|
Госзаказ – одна из самых коррумпированных сфер в России. Как эта система работает на Западе?
В России государственные органы зачастую отдают предпочтения «нужному» продавцу товаров и услуг за «откаты». С коррупцией в этой сфере власти пытаются бороться, но пока очевидных результатов нет. Проблемы госзаказа эксперты обсудили в рамках онлайн-конференции на сайте Финам.Инфо «Госзакупки: коррупция или прозрачность?». В частности, они рассказали о том, как эта система закупок работает на Западе.
«На Западе госзаказчики и крупные корпоративные заказчики всеми силами поддерживают конкуренцию, - рассказывает председатель совета директоров торговой системы «Фабрикант.ру» Сергей Габестро. - Поэтому выбираются лучший поставщик, которому отдается большая часть заказа, а остальные конкурируют за остальную часть, таким образом не допускается монополия».
Старший юрист Некоммерческого партнерства «Центр защиты прав предпринимателей и инвесторов «Арт де Лекс» Ярослав Кулик рассказал об основных принципах, на которых строится система закупок на Западе.
Так, в Европе есть две модели организации закупочной деятельности: централизованная (существует единый закупочный центр) и нецентрализованная (каждый орган власти самостоятельно осуществляет закупки). При этом самым эффективным считается комбинирование этих моделей, при котором общее руководство закупочной деятельностью (нормативное регулирование, планирование, контроль) осуществляет соответствующее министерство (в частности в рамках бюджетного процесса), а закупки производят специальные отделы.
«В 2008 году в Европе был запущен проект по созданию PEPPOL (Pan-European Public Procurement online), в результате которого будут созданы условия для объединения электронных систем госзакупок европейских стран-членов ЕС. Создание PEPPOL близко к завершению и ожидалось к ноябрю 2011 года, возможно, лишь последствия мирового финансового кризиса могут скорректировать сроки», - рассказывает Ярослав Кулик.
В США правила закупок для нужд федеральной власти детально проработаны и структурированы. Такая жесткая регламентация процедур федеральных закупок приводит к сравнительно низкому (относительно коммерческих закупок) объему применения электронных торгов в сфере госзакупок.
«Главной отличительной особенностью правил является положение о праве государственного заказчика проводить аудиторскую проверку поставщика и в одностороннем порядке пересматривать условия заключенных контрактов, выплачивая при этом определенную компенсацию», - отмечает эксперт.
Еще два важных принципа системы госзакупок на Западе назвала Ирина Кузнецова, директор Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ:
1. Заказчик выбирает способ размещения заказа (которых там значительно больше, чем у нас) самостоятельно исходя из особенности объекта закупки, его цены, привлекательности закупки для поставщика, сроков размещения и исполнения заказа;
2. Начальная максимальная цена контракта рассчитывается заказчиком, но не сообщается поставщику, который должен самостоятельно определить цену закупки, примлемую для него и адекватную рынку. В этом случае цены устанавливаются не от потолка (заданной заказчиком величины), а от «справедливой» цены или действующих рыночных цен.