(время московское)
+7 (495) 109-75-75 Заказать звонок
Домой Написать письмо Распечатать
На главную Электронная торговая площадка
Войти
Регистрация
 
Свернуть меню

Фабрикант в СМИ


Finam.info 2 июня 2010 г.

России есть чему поучиться у Запада в сфере госзакупок

Фото с сайта 

Госзаказ – одна из самых коррумпированных сфер в России. Как эта система работает на Западе?

В России государственные органы зачастую отдают предпочтения «нужному» продавцу товаров и услуг за «откаты». С коррупцией в этой сфере власти пытаются бороться, но пока очевидных результатов нет. Проблемы госзаказа эксперты обсудили в рамках онлайн-конференции на сайте Финам.Инфо «Госзакупки: коррупция или прозрачность?». В частности, они рассказали о том, как эта система закупок работает на Западе.

«На Западе госзаказчики и крупные корпоративные заказчики всеми силами поддерживают конкуренцию, - рассказывает председатель совета директоров торговой системы «Фабрикант.ру» Сергей Габестро. - Поэтому выбираются лучший поставщик, которому отдается большая часть заказа, а остальные конкурируют за остальную часть, таким образом не допускается монополия».

Старший юрист Некоммерческого партнерства «Центр защиты прав предпринимателей и инвесторов «Арт де Лекс» Ярослав Кулик рассказал об основных принципах, на которых строится система закупок на Западе.

Так, в Европе есть две модели организации закупочной деятельности: централизованная (существует единый закупочный центр) и нецентрализованная (каждый орган власти самостоятельно осуществляет закупки). При этом самым эффективным считается комбинирование этих моделей, при котором общее руководство закупочной деятельностью (нормативное регулирование, планирование, контроль) осуществляет соответствующее министерство (в частности в рамках бюджетного процесса), а закупки производят специальные отделы.

«В 2008 году в Европе был запущен проект по созданию PEPPOL (Pan-European Public Procurement online), в результате которого будут созданы условия для объединения электронных систем госзакупок европейских стран-членов ЕС. Создание PEPPOL близко к завершению и ожидалось к ноябрю 2011 года, возможно, лишь последствия мирового финансового кризиса могут скорректировать сроки», - рассказывает Ярослав Кулик.

В США правила закупок для нужд федеральной власти детально проработаны и структурированы. Такая жесткая регламентация процедур федеральных закупок приводит к сравнительно низкому (относительно коммерческих закупок) объему применения электронных торгов в сфере госзакупок.

«Главной отличительной особенностью правил является положение о праве государственного заказчика проводить аудиторскую проверку поставщика и в одностороннем порядке пересматривать условия заключенных контрактов, выплачивая при этом определенную компенсацию», - отмечает эксперт.

Еще два важных принципа системы госзакупок на Западе назвала Ирина Кузнецова, директор Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ:

1. Заказчик выбирает способ размещения заказа (которых там значительно больше, чем у нас) самостоятельно исходя из особенности объекта закупки, его цены, привлекательности закупки для поставщика, сроков размещения и исполнения заказа;

2. Начальная максимальная цена контракта рассчитывается заказчиком, но не сообщается поставщику, который должен самостоятельно определить цену закупки, примлемую для него и адекватную рынку. В этом случае цены устанавливаются не от потолка (заданной заказчиком величины), а от «справедливой» цены или действующих рыночных цен.


Ссылка на оригинал публикации  http://finam.info/currency/news22F0400001/default.asp

<< Вернуться к списку публикаций