|
|
Фото с сайта www.finam. info
|
Данные опроса представителей малого бизнеса, проведенного на сайте www.zakupki.gov.ru , показали, что наиболее эффективной мерой для вовлечения субъектов малого предпринимательства в размещение государственных заказов является переход на электронные аукционы в сети Интернет.
Более половины участников опроса высказали мнение, что внесенные в 2009 году изменения законодательства о госзакупках, ознаменовавшие начало перевода всех государственных аукционов в электронную форму, стали самой эффективной мерой для расширения участия малого бизнеса в распределении государственного заказа. 64% опрошенных признали открытые аукционы, в том числе в электронной форме, наиболее прозрачной процедурой, ориентированной на участие субъектов малого предпринимательства. В опросе приняли участие свыше 1000 представителей малого бизнеса.
Напомним, что с 1 июля 2009 года в России
начался Федеральный эксперимент по переводу государственных закупок на открытые аукционы в электронной форме. Одной из первых площадок, начавших проводить аукционы по измененному законодательству, стала Единая электронная торговая площадка. Антон Емельянов, генеральный директор ЕЭТП отметил, что в начале эксперимента доля участия малого бизнеса в торгах не превышала 10%. По состоянию на февраль 2010 года этот показательно достиг 25%. Таким образом, около 3 миллиардов рублей государственного заказа было размещено среди субъектов малого предпринимательства.
Между тем, присутствуют и другие точки зрения. Так, на прошлой неделе Сергей Габестро, председатель совета директоров Межотраслевой торговой системы «Фабрикант» и одновременно президент ОАО «Триумвират» на встрече с главой государства поднял тему итогов отбора электронных площадок для проведения открытых аукционов в электронной форме. По словам бизнесмена, еще до начала приема документов от участников руководители ФАС публично объявили возможных победителей отбора.
Также критику представителей бизнеса вызывают новые нормы, которые были установлены в 2009 году. Согласно этому документу, участник размещения заказа (поставщик) обязан перечислять до 5% от суммы лота в качестве
обеспечения заявки и до 30% - в качестве обеспечения исполнения контракта. Это приведет к резкому снижению конкуренции. Таким образом, малый и средний бизнес "практически не имеют возможности участвовать в торгах с подобной логикой".
Безусловно, система госзакупкок с использованием электронных площадок требует доработки. По мнению экспертного сообщества, необходимо принять меры, направленные на специализацию и большую гибкость законодательного регулирования системы размещения государственного и муниципального заказа; применять квалификационные и качественные критерии оценки предложений поставщиков при проведении закупок товаров, работ и услуг; использовать антидемпинговый механизм при проведении закупок сложных услуг, работ, а также уникальной и технически сложной продукции; повысить прозрачность применения закона и изменениям процедур госзакупок.